Субъективные условия стяжания Царства: вера и дела
Наибольшее внимание в поучениях Господа во время пути посвящено уяснению не объективных условий явления Царства, а субъективных условий стяжания Царства. С этой стороны, учение Господа во время пути, хотя и ставит темы догматические, но в основном сохраняет практическое ударение раннего галилейского благовестия. Условие спасения есть делание. Господь, явившись во славе, откажется признать «делателей неправды» (Лк.13:27). Отсюда – по контрасту – в Царство войдут «делатели правды». Именно делатели.
«Тесные врата» (Лк.13:24, ср. еще «узкий путь» в сводке Нагорной проповеди: Мф.7:14) говорят об усилии. В волевом упоре проявляется вера. В продолжение пути Господь не раз говорит о спасении верой. Вера спасла прокаженного самарянина (Лк.17:19). Верой получил прощение иерихонский слепец (Лк.18:42). И обещая в притче о неправедном судии защиту молитвенно взывающим к Богу, Господь заключает недоуменно печальным вопросом: «...Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?» (Лк.18:8). Веру, свидетельствуемую делами. Ведь и иерихонский слепец в вере обрел силы для того, чтобы, несмотря на сопротивление окружающих, воззвать к Господу о помощи (Лк.18:35–43). И прокаженный самарянин, движимый верой, возвратился ко Христу и воздал благодарность своему исцелителю (Лк.17:11–19).