Суббота Светлой седмицы. Об артосе
Христос воскресе!
Дорогие братия и сестры, среди многих церковных священных обрядов, которыми сопровождается светлое и светоносное торжество Светлого Христова Воскресения, мы видим и такой: в первый день Воскресения Господня в храмах полагается особо приготовленный хлеб, освященный молитвою и окроплением водой святой и называемый по-гречески артосом. В продолжение всей Светлой седмицы освященный сей хлеб остается в храме пред иконостастом, и по окончании светлых дней праздника, после вторичного благословения, он раздробляется и преподается верующим. Многие из вас, может быть, не знают, для чего утвержден такой пасхальный обычай и какое с ним соединено воспоминание. Это, дорогие братия и сестры, творится в воспоминание многих весьма важных событий из последних дней пребывания Воскресшего Господа на земле — творится для того, чтобы вожделенный образ Воскресшего живее и глубже напечатлелся в душах и сердцах наших, по заповеди апостольской: «Поминай Господа Иисуса Христа, воставшаго от мертвых» (2 Тим. 2, 8).
Помните, дорогие братия и сестры, что Господь Иисус Христос, отходя на крестные страдания Свои, в последний раз беседовал с учениками Своими в горнице Сионской за тайною вечерею, где приеме. .. хлеб и благословив преломи, и даяше учеником и, рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое (Мф. 26, 26), сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19). Известно также, что в первый день светоносного воскресения Своего, пред вечером, Он сопутствовал двум ученикам Своим, шедшим в Эммаус, и, не узнанный ими, объяснил им Писание, вошел с ними в дом, возлег за трапезою и приим хлеб благослови, и преломив даяше има... и познася има в преломлении хлеба (Лк. 24, 30, 35). Наконец, явившись ученикам Своим на море Тивериадском, Господь Сам чудодейственно приготовил им трапезу и рече им: «Приидите, обедуйте... и прият хлеб и даде им» (Ин. 21, 12, 13).
Можете представить себе, дорогие, как драгоценно было для святых апостолов воспоминание о сих явлениях и действиях возлюбленного Учителя и Господа, при которых дух их восхищался радостию неизреченною о тех утешительных беседах, от которых душа погружалась в море блаженства. Посему-то они во всю последующую жизнь свою старались сохранить сии драгоценные воспоминания и тем как бы продлить блаженные минуты видимого пребывания с ними Господа. Для сего, между прочим, всякий раз, когда собирались на общую вечерю, первое за столом место оставляли свободным и полагали пред ним хлеб — в ознаменование того, что Сам Господь невидимо присутствует между ними, благословляет их трапезу и подает им пищу и питие.
Святая Церковь, унаследовавшая от апостолов их пламенную любовь к своему Господу, удержала и сохранила навсегда и их святые обычаи. Для сего, по примеру апостольскому, в праздник Воскресения Христова она полагает среди собрания верующих хлеб сей — в воспоминание тех утешительных явлений Воскресшего Господа, коих самовидцами и свидетелями были святые апостолы, и в ознаменование невидимого пребывания Самого Воскресшего Господа посреди собрания верующих, ибо Он Сам обещал нам: « Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них. И се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (см.: Мф. 18, 20; 28, 20). Молитвою и молением испрашивает Святая Церковь, чтобы Сам Господь благословил сей воспоминательный о Нем хлеб, как благословлял Он трапезу ученикам Своим, и чтобы Сам руками служителей Своих преподал оный верующим, как благоволил преподавать ученикам Своим Своими пречистыми и божественными руками.
Поэтому много и очень много драгоценных для сердца христианского воспоминаний, братия мои, соединено с сим освященным хлебом и столько благословенного для души верующей заключено в нем. Примите его от рук священника, как бы от пречистых рук Самого Воскресшего Господа. Вкушая от сего хлеба, переноситесь благоговейною мыслию в те священные места, где Сам Воскресший Господь являлся ученикам Своим и глаголал им яже о Царствии Божии (Деян. 1, 3).
На тайной вечере мы слышим Господа, беседующего о смирении и братолюбии как о первой и главной христианской добродетели, как о вернейшем признаке истинных учеников Христовых; видим, как Он, Господь и Учитель, поучает сей добродетели не столько словом, сколько собственным Своим примером. Сам смиряется до звания раба пред учениками Своими, собственными пречистыми руками омывает их ноги и отирает полотенцем. Примем же благим сердцем это трогательное увещание к смирению и братолюбию. Изгоним из сердца своего всякую злобу и недоброжелательство, горькую зависть и лукавство, всякое превозношение и презорство.
На пути в Эммаус мы слышим беседу Господа о Его спасительных страданиях, от которой горели сердца учеников Его. Святые евангелисты не передали нам беседы сей словами Самого Господа, но слово крестное составляло существенную и главную часть всей проповеди святых апостолов. Читая их послания, мы можем удостовериться со всею ясностью и подробностью, от всех писаний пророческих, яко тако подобаше пострадати Христу и внити в славу Свою (Лк. 24, 26): так нужно было для удовлетворения правде Божией, для восстановления святости закона Божия, попранного грехопадением человека. Подобало воплотиться и пострадати Сыну Божию, чтобы избавить нас от проклятия и смерти. Так нужно было Ему внити в славу Свою — воскресением от мертвых и вознесением на небо, чтобы совозвести с Собою и нас, совоскресить и спосадить в небесных. О сем предвещали все пророки, о сем проповедуют святые апостолы. Будем, дорогие братия и сестры, несомненно веровать их богодухновенным словам, чтобы не заслужить упрека от Господа: «О несмысленная и косная сердцем, еже веровати о всех, яже глаголаша пророцы!» (Лк. 24, 25).
Переносясь духом во след Господа к морю Тивериадскому, будем готовы, братия и сестры, отвечать Господу на Его вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Господь каждого из нас спрашивает по примеру, как Он вопрошал Симона Петра. «Любишь ли Меня? — вопрошает Он и каждого из нас. — Любишь ли Меня ты, которого Я ценою крови Моей искупил от греха, проклятия и смерти, от уз ада и диавола? Покажи Мне любовь твою от дел твоих: яви Мне усердие твое благоговением ко храму Моему, послушанием слову Моему, исполнением заповеди Моей, приятием таинств Моих со страхом и верою, чистотою и благоговением». О, если бы каждый из нас с чистым сердцем, с безупречною совестью, от полноты любящей души мог исповедать пред Своим Спасителем и Господом: «Ей, Господи, Ты все знаешь; ты знаешь, что я люблю Тебя!» (Ин. 21, 15—17). И не только исповедать, но и засвидетельствовать сие исповедание делами и жизнию. Тогда мы ощутили бы в самих себе исполнение высочайшего обетования: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет; и Отеи, Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Аминь.
Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)