«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». В день памяти преподобного Серафима Саровского. 1990 г.

«Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». В день памяти преподобного Серафима Саровского. 1990 г.

Среди святых угодников, прославленных Православной Церковью в лике преподобных, особенным народным почитанием пользуется преподобный Серафим Саровский. Близок он и нашей украинской земле. Именно с киевских холмов начались самопознание и духовный рост этого великого угодника Божиего. Перед принятием решения посвятить себя монашескому подвигу Прохор (такзвали преподобного в миру) с пятью ровесниками направился в Киево-Печерскую Лавру на поклонение ее святыням и за наставлениями. Старец-затворник Досифей,который подвизался в то время в Китаевой пустыни одобрил намерение юноши и указал на Саровскую пустынь как место его монашеских подвигов.
С детства избранный Богом, Саровский подвижник без колебаний и сомнений восходил из силы в силу в своем устремлении к духовному совершенству: восемь лет послушнических трудов и восемь лет храмового священнослужения в сане иеродиакона и иеромонаха, пустынножительство и столпничество, затвор и молчальничество сменяют друг друга и венчаются старчеством. Подвиги, которые в значительной степени превосходят естественные человеческие возможности (пример тому — молитва на камне в течение тысячи дней и ночей с воздетыми руками), гармонично и с легкостью входят в жизнь святого.
Духовное наследие преподобного Серафима определила присущая именно ему тайна живого молитвенного общения. Однако, кроме этого, он оставил Церкви еще одно сокровище — короткие, но прекрасные наставления, записанные частично им самим, а частично теми, кто их слышал. Незадолго до смерти праведника произошла его беседа с помещиком Мотовиловым, широко известная православному читателю как «Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни». Эта беседа явилась самым драгоценным вкладом подвижника в сокровищницу святоотеческого учения.
Благодатным плодом подвижнической жизни преподобного Серафима Саровского стал «дух мирен», который он считал драгоценным даром Божиим, а стяжание его — самым важным делом в жизни христианина. Беседуя о цели христианской жизни со своим духовным чадом Мотовиловым, преподобный Серафим говорил: «Истинная цель жизни нашей христианской заключается в стяжании Духа Святого Божиего». При этом он учил, что пост, бдение, молитва, милостыня и любое доброе дело — это лишь способ стяжания Святого Духа. Преподобный старец обращал внимание на то, что плоды Святого Духа приносят лишь те добрые дела, которые делаются ради Христа.
Именно стяжание Святого Духа преподобный для ясности сравнивал с мирским накоплением денег, приобретением почестей и наград. «Находите время, — говорил старец, — для получения небесных благ через земные товары. Земные товары — это добродетели, которые делаются ради Христа, и через которые мы получаем благодать Святого Духа».
Наиглавнейшей в деле приумножения добродетелей как основных средств к стяжанию Святого Духа прп. Серафим Саровский считал рассудительность. Являя благодатные дары и силу Божию людям, он наставлял тех, кто к нему приходил, как идти узким путем спасения. Своим духовным детям он завещал послушание и сам был верным ему до конца своей жизни. Проведя всю свою жизнь в подвигах, непосильных для других, обычных людей, он поучал идти святоотеческим, так называемым «царским (то есть средним) путем»: «Больше меры подвигов принимать не нужно; а стараться, чтобы наш товарищ — наше тело — было верным и способным к добродетелям».
Самым главным подвигом и средством для стяжания Святого Духа преподобный считал молитву: «Всякие добрые дела, которые делаем Христа ради, дают блага Духа Святого, однако... молитва больше всего приносит Духа Божиего, и ее удобнее всего каждому из нас выполнять».
Когда святому старцу жаловались на невозможность выполнять уставное келейное молитвенное правило, то он рекомендовал молиться постоянно: и во время труда, и по пути куда-то, и даже в постели. А если кто имеет время, говорил преподобный, то пусть присоединяет к этому и другие молитвословия. Для тех, кто трудится, преподобный считал необязательным длинное молитвенное правило, однако при том же строго напоминал, что молитва не должна быть внешней, формальной, а обязательно — внутренней, сердечной.
«Душу обогащать необходимо Словом Божиим. Больше же всего необходимо как можно чаще читать Новый Завет и Псалтирь. От этого бывает просветление в уме, который изменяется изменением Божественным», — наставлял святой Саровский подвижник, который и сам прочитывал весь Новый Завет в течение недели.
Преподобный Серафим говорил: «Нет ничего худшего, чем грех, и ничего ужаснее и пагубнее, чем дух отчаяния». Преподобный сам светился радостью духовной, и этой тихой, мирной радостью он наполнял сердца окружающих, приветствуя их словами: «Радость моя! Христос Воскресе!». Всякая жизненная тягота становилась легкой вблизи подвижника, и множество скорбных и ищущих Бога всегда окружали его, черпая из источника благодати, которым явился угодник Божий. На виду у всех подтвердилась истина, высказанная самим святым: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Аминь.

Источник: Владимир (Сабодан), митр. Избранные проповеди. – К.: Издательский отдел Украинской православной Церкви, 2013. – С. 257-261.

Наверх