Страдания. Проповедь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла в Воскресенской церкви, что в Филипповском пер. г. Москвы. 1948 г.

Страдания. Проповедь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла в Воскресенской церкви, что в Филипповском пер. г. Москвы. 1948 г.

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, будьте тверды.
Ср.: 1Кор.16:13.
Два дня подряд мы чествуем память святых апостолов, устроителей Христовой Церкви на земле: 29 июня [по церковному стилю] первоверховных апостолов Петра и Павла и на другой день — всех двенадцати апостолов, включая и Матфея, избранного по жребию вместо предателя Иуды Искариотского.
“Апостол” — с греческого значит “посланник”. Апостолы — это те избранники и ученики Христовы, каких Господь Иисус Христос послал “в мир весь” проповедовать Евангелие всему человечеству. Мы знаем, какой пламенной была проповедь апостольская! Под ее воздействием, ею плененные и покоренные, люди тысячами приходили к ногам Того, о Ком апостолы проповедовали: “Распятого… и воскресшего в третий день по Писанию”. Мы знаем, и какой бесстрашной была эта апостольская проповедь! Апостолы знали, на что шли: на гонения, издевательства, пытки и кровавую смерть.
В праздник святых апостолов Петра и Павла в апостольском чтении за Божественной Литургией мы слышим повествование апостола Павла о том, сколько истязаний, побоев и других страданий пришлось ему претерпеть на пути своего апостольского подвига. Такие же труды и испытания понес и первоверховный апостол Петр. Крест этих гонений оба апостола несли до самой своей мученической кончины, вспоминаемой Церковью 29 июня. Оба они пострадали за Того, Кого пламенно и бесстрашно, всем сердцем любили и о ком до конца своих дней проповедовали язычникам и иудеям.
История Святой Церкви знает, что и прочие апостолы, прославляемые на другой день, претерпели такие же злоключения и пытки и оканчивали свой подвиг мученической смертью: апостол Андрей Первозванный был распят на кресте с распростертыми руками и ногами; апостол Иаков Зеведеев мученически пострадал через отсечение головы; у апостола Варфоломея после тяжких пыток была содрана вся кожа и отсечена голова; апостол Симон Зилот был прибит к кресту; апостол Фома был пронзен копьем. Из всех двенадцати апостолов один только Иоанн Богослов отошел ко Господу в глубокой старости с миром, но и он на своем апостольском пути был подвержен мукам: его бросали в котел с кипящим маслом и томили в темничном заключении. Так, после духовных и телесных страданий, умирали за Господа святые апостолы Христовы.
И вот что говорит от лица апостолов первоверховный апостол Павел: “Мы хвалимся и скорбями” (см.: Рим.5:3). И еще: “…нас огорчают, а мы всегда радуемся…” (2Кор.6:10). Страданиям можно радоваться! Страданиями можно хвалиться!
И тот же апостол Павел, всю свою апостольскую жизнь, проведший в страданиях и в мучениях отошедший ко Господу, от лица этих посланников Христовых завещает каждому из нас: “Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, будьте тверды” (1Кор.16:13).
Это, мои дорогие, ведь не простой призыв доброго и любящего сердца, которое знает, сколько страданий приходится переживать людям на земле. Это голос того, кто сам перенес тяжкие испытания и кто умел препобедить их силою своего духа, не упав этим духом ни на одно мгновение в самые тяжкие минуты жизни. Как нам, мои дорогие, дороги эти святые слова, исходящие из уст и сердец страдальцев!
Жизнь каждого из нас омывается слезами и наполнена многими и разнообразными бедствиями. Нет возможности исчислить все виды тех страданий, какими Господу Промыслителю нашему угодно посещать каждого из нас на его земном пути. Болезни, обиды, оскорбления, голод, нищета, потеря близких — всё это только начало бесконечного списка видов скорбей человеческих.
Еще святой Григорий Богослов говорил, что слез, пролитых глазами человеческими, больше, чем капель в морях и океанах земли. А с тех пор, как сказал святой Григорий Богослов эти слова, прошло уже почти шестнадцать веков. И сколько еще слез и страданий видела за эти века земля!
Апостол Павел утешает нас, и для нас бесценно дороги эти слова утешения. Святой апостол указывает нам в своих словах на то, что является для каждого страдальца источником утешения, на то, где найти для себя этот источник, чтобы он напоял наши страждущие сердца и осушал наши очи, истекающие слезами. “…Стойте в вере…” — говорит апостол Павел. Вера — это неиссякаемый источник ободрения, укрепления и успокоения плачущих и страдающих человеческих сердец, та вера, которая вдохновляла святых апостолов и давала им силы противостоять всем испытаниям, посланным им Господом на их апостольском пути. Вера вдохновляла апостолов и в последние минуты их земной жизни, когда одни из них склоняли голову на плаху, другие умирали мученической смертью на кресте. Они отдавали свои души за Христа, осиянные светом этой веры и согретые ее теплом.
Вера говорит каждому страдающему сердцу, что нет ни одной слезы, проливаемой нашими очами, нет ни одного страдания, переносимого нами, о котором не знал бы Всевидящий и Всезнающий наш Небесный Отец. Вера указывает нам, что без воли Божией ничего не совершается в жизни человека. “От Господа, — как говорит слово Божие, — направляются шаги человека…” (Притч.20:24). Вера проповедует нам, что наш Сладчайший Спаситель всегда близок сердцу человека, и особенно близок к тому, кто в своей скорби призывает Его благословенное Имя, как Он Сам сказал еще через ветхозаветного Своего пророка: “…призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя…” (Пс.49:15).
Еще тогда, когда люди не знали святых евангельских слов о Промысле Божием, без воли которого и волос не падает с головы человека (см.: Лк.21:18), в далекие ветхозаветные времена, когда люди жили только верой в грядущего Спасителя человечества, уже были примеры величайшего терпения в страданиях, терпения, которое питалось верой в Любвеобильного и Всемогущего Бога. Все мы знаем об Иове, жившем на земле задолго до Рождества Христова, о том Иове, которого Святая Церковь назвала многострадальным. Этот богатый и славный, счастливый в земном смысле этого слова человек попущением Божиим лишился и богатства, и славы. Вот он обнаженный смиренно сидит на окраине селения и очищает раны своего тела, пораженного проказой. В сердце и на устах его нет ни одного слова ропота на Господа Бога. Его жена ходит из дома в дом, чтобы тяжелой работой снискать себе пропитание и накормить больного мужа. Она теряет покой духа, и ропот наполняет ее сердце. Однажды она приходит к своему мужу и говорит: “Что ты долго и сильно страдаешь? Лучше умереть, чем жить и мучиться так, как ты. Итак: похули Бога и умри”. Иов кротко сказал ей в ответ: “Ты говоришь, как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?” (Иов.2:9-10). Вот какую веру обнаружил этот страдалец и вот в чем источник утешения и силы духа у праведного и многострадального Иова! Он остался верен Господу до конца. И Господь наградил за его веру, за его терпение, за его преданность, послав ему опять здоровье и всякие земные блага.
В одной древнехристианской книге, называемой “Луг духовный”, рассказывается о том, как один египетский старец пришел из пустыни в город Александрию и зашел в храм помолиться. В храме он увидел женщину в темном платье, которая стояла у Распятия Христа и горько плакала.
Старец подумал: “Наверное, она вдова, люди ее обижают и она очень несчастна. Подойду к ней потом, утешу ее как могу”.
По окончании богослужения он подошел к этой женщине и участливо и ласково спросил о причине ее слез. Изумился пустынник ответу этой женщины. Она сказала ему: “Нет, старец, всё у меня благополучно; и я, и мой сын здоровы. Но так как я сама забываю своего Господа, то и Господь, видно, забыл меня, и вот уже сколько лет не посылает мне никакой скорби, никакого страдания, и я молюсь Господу, чтобы Он напомнил мне о Себе”.
Старец сказал: “Я много лет прожил в пустыне, видел веру многих приходящих ко мне, но я поражен такой верой этой женщины. Люди, любящие своего Господа и боящиеся Его, — добавил он, — и скорби принимают как проявление милости Божией к себе, и когда долго скорби не видят, плачут о том, что Господь их забывает”.
Почти в то же время, веком позже, в Египетской пустыне спасался один праведник по имени Вениамин. К нему приводили больных и он горячо молился о них, прося для них у Господа исцеления. Но вот и сам Вениамин заболел. Отекли его ноги и руки и ему стало тесно в малой комнате. Пришлось перенести его в другую комнату. Лечь он уже не мог; отекший, он мог только сидеть и с трудом дышал. И когда, глядя на его тяжкие мучения, стали плакать женщины, он сказал: “Зачем вы плачете? Я радуюсь, что Господь послал мне болезнь. Когда человек здоров, он мало думает о смерти и, не думая о ней, забывает к ней и готовиться. А когда Господь послал мне такую болезнь, я знаю, что приближаюсь к смерти и думаю о ней день и ночь”.
Так умели принимать страдания истинные Божий рабы.
Вера — благодатный источник утешения для каждого плачущего и страдающего сердца. Святой апостол Павел говорит скорбящим христианам: “Помыслите о Претерпевшем такое над Собой поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими” (Евр.12:3). Он зовет всех нас: воззрите своим духом, очами своей веры на Того, Кто, будучи чистым и безгрешным, претерпел такие тягчайшие муки, был избит до крови, окровавленный, был прибит ко кресту и умирал на этом кресте. С терпением перенося наши собственные страдания, мы тем самым как бы становимся соучастниками тех страданий, какие Спаситель претерпел ради нас и ради нашего спасения.
Может быть, у тебя в сердце, страдающий и плачущий брат мой, нет никакого или почти никакого доброго дела, может быть, ты еще ничего или почти ничего не сделал для спасения своей души, для приготовления ее к вечной жизни. Вот Господь и посылает тебе скорби и страдания для того, чтобы ты, с терпением перенося их во имя любви ко Господу, хотя бы эту добродетель — терпение и преданность воле Божией — взял с собою в путь к вечному и нетленному Небесному Царству. Ведь страшно идти туда со слабой верой, немощным духом и совсем обнаженным от добрых дел!
И еще какой святой плод страданий? Кто сам умеет переносить страдания, тот становится сострадательным и милостивым к другим страдальцам, тот спешит отереть слезы своего брата, проявляя свою любовь, дел которой потребует от нас Праведный Судия на Своем Страшном суде.
Так “стойте же в вере”, — говорит святой апостол Павел. Если будете стоять в вере, будете твердыми и мужественными во всех испытаниях, какими посещает нас Господь.
Есть много таких страданий у человека, смысл которых не может объяснить себе человеческий разум. Но вера дает сердцу каждого из нас понять, почему Господь посылает их нам: чтобы душа, претерпевая эти страдания, очищалась от своих грехов, подобно очищению золота огнем; чтобы она освобождалась через эти страдания от той грязи, какая годами и даже десятилетиями нашей жизни наслояется на белоснежной одежде нашей души, в которой каждый из нас вышел из купели крещения и которую каждый из нас устами своих восприемников обещался хранить до конца своих дней не разорванной греховными нечистотами.
Вера помогает нам понять, что Господь посылает страдания для искупления грехов, и вера скажет, что лучше здесь претерпеть за грехи и оставить здесь, на земле, грехи, искупленные страданиями, чем взять их с собою туда, куда надо нам прийти чистыми, потому что там Царство света и вечной радости. Вот только всегда, в утешение наше, нужно ПОМНИТЬ, что нет ни одного страдания, ни одной слезы, проливаемой страдальцем, о которой не знал бы наш Господь Спаситель. В Нем — наша радость, наше спасение и твердая, незыблемая опора во всех жизненных испытаниях.
Пусть сердце наше в минуты скорби и испытаний умеет горячо молиться. Молитва укрепит веру, молитва низведет на нас неиссякаемую Божественную любовь, молитва даст нам силы духа. Каждому, кто требует Божественной помощи и ищет ее у Господа, Господь простирает Свою руку, отирает ею слезы страдальца и говорит верующему сердцу то же, что Он сказал плачущему начальнику синагоги: “Не бойся, только веруй” (Мк.5:36), или то, что Он сказал апостолам во время бури на Галилейском море: “…это Я, не бойтесь” (Мф.14:27).
Напоминайте себе, мои дорогие, те Божественные слова, какими Господь утешал еще через Своего пророка верующих иудеев: “Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя” (Ис.49:15).
Бог Всемогущий и Любвеобильный никогда не может не услышать крика Своего страдающего чада. Только “стойте в вере, будьте мужественны и тверды”, как завещает нам апостол Павел. Он сам перенес страдания за имя Христово и имеет дерзновение вместе с прочими святыми апостолами молиться и за нас, чтобы Господь через них, Своих ревностных учеников и мучеников за имя Христово, подкреплял и нас, грешных, в наших испытаниях.

Наверх