Проповеди на праздники:


Страдание христиан Иерусалимской Церкви в 60–е гг.

Не подлежит сомнению, что их жизнь проходит под знаком страдания. Они его знали и в прошлом (Евр.10:32 и сл.; ср. 1Фес.2:14–16), и в настоящем (Евр.12:4–13). Переносимыми страданиями объясняется призыв к терпению (Евр.10:36). Последствием длительного страдания был упадок жизни. Составители Евр. ставят на вид читателям нарушение церковной дисциплины (ср. Евр.10:25). Это же слышится в обосновании наставления Евр.13:17: попечение о пасомых было связано с огорчениями для предстоятелей. Но упадок коснулся и нравов. Это неизбежно вытекает из Евр.10:26–31, 12:1, а также из напоминания читателям их славного прошлого, которому они изменили (Евр.10:32–34, ср. Евр.6:10–12). В Евр.12:14 читатели призываются быть со всеми в мире, а в ст. Евр.12:16 и в Евр.13:4 предостерегаются против блуда. Надо думать, что в этих наставлениях была необходимость.

Но в Евр. звучат и другие намёки, которые позволяют предполагать, что читателям грозила опасность и более страшная. В Евр.3:12 составители Послания их предостерегают: «Смотрите, братья, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого». Об опасности крайнего закоснения в грехе они пишут и в Евр.6:4–8. Мы видели, что они надеются на лучшее. Отступление Евр.5:11–6:12, как мы отметили, имеет значение скорее риторического приема, который должен подчеркнуть учение Послания. Но если в основании Евр.6:4–8 лежат факты жизни читателей, известные отправителям Послания, то речь идёт здесь, точно так же, как и в Евр.3:12, об опасности отпадения от Христа. В этой связи напрашивается вопрос: не отвечает ли Евр. и в Евр.5:4–5 на хульную мысль, проникавшую в среду читателей? Не были ли они готовы думать, – по крайней мере некоторые из них, – что Иисус не был послан Отцом, а Сам усвоил Себе служение, на которое не имел права? Эта мысль, действительно, означала бы отпадение от Христа.


Проповеди на праздники:

Наверх