Степени блаженства праведных будут различны
Блаженство праведных будет иметь свои степени. Это открывают нам слово Божие, св. отцы и примеры. Апостол говорит: кийждо свою мзду приимет по своему труду (1Кор. 3, 8); сеяй скудостью, скудостью и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет (2Кор. 9, 6). Ина слава солнцу, и ина слава луне, и ина слава звездам: звезда бо от звезды разнствует во славе. Такожде и воскресение мертвых (1Кор. 15:41–42). Св. Ефрем Сирин говорит: «Господь наименовал многие обители, не по разности мест, но по степени дарования... Каждый в своей мере озаряется единым мысленным солнцем и по степени достоинства почерпает радость и веселие» (Ефр. Сир. твор. ч. 3, ел. 68). Примеры, наконец, говорят то же; возьмем один из них.
Некоторый великий старец имел двоих, не всегда послушных ему, учеников. Так как они часто смущали его, то он и решился оставить их и ушел от них в один из общежительных монастырей, выдав там себя за странника и новоначального инока. В монастыре он пробыл три недели, и там в это время ничего не делал по своей воле и исполнял беспрекословно все поведанное ему. Через три недели он увидел пришедшего к нему некоего в белоснежной одежде, который держал в руках два сосуда: один – наполненный маслом, а другой – пустой. Явившийся отдал старцу пустой сосуд и из наполненного влил в оный малое количество масла. Старец сказал: «Отдай мне сосуд, полный масла». Явившийся отвечал: «Нет, этого сделать нельзя; но насколько ты потрудился, настолько я и влил тебе масла...» И сказал старец: «Если и малое добро сделал человек, то и за оное воздаяние от Бога примет, но только по достоинству, что и справедливо».
Итак, степени блаженства праведных будут различны, но есть ли в том что-либо для нас поучительное? Есть – и именно то, что мы должны более и более соревновать друг другу в добродетели, чтобы чрез то и большее получить блаженство. Чтобы больше приобрести богатства земного, мы не жалеем самих себя, трудимся часто до пота, до изнеможения, до слез, почему же не заботимся хотя настолько же и для получения богатства Небесного? Первое и червь, и тля тлит, и татие подкапывают и крадут, и оно остается по сию сторону гроба; на тот свет мы его с собой не возьмем; а ведь последнее богатство, Небесное, вечно с нами пребудет, и его никтоже возьмет от нас. Поэтому будем заботиться всеми силами души и об умножении сего последнего. «Одно то богатство, – говорит св. Григорий Назианзин, – есть истинное, которое добродетелями нас обогащает. Итак, братие, если вы богатыми быть желаете, истинное богатство любите; если наверх истинной чести взойти хотите, к Небесному Царствию теките; если славу достоинств любите, то хору Ангельскому сопричислены быть спешите. Се есть богатство истинное» (В речи 15, на Ев. Лук.). Аминь.