Проповеди на праздники:

Статьи разных лет. Противосоциалистический катехизис. Христианство и социализм часть III. 7 июня 1911 г.

Статьи разных лет. Противосоциалистический катехизис. Христианство и социализм часть III. 7 июня 1911 г.

С полным убеждением и опираясь на множество совершенно достоверных и неопровержимых доказательств, мы должны заявить, что социализм вообще не признаёт никакой религии, следовательно, совершенно отрицает и христианство. К последнему уж потому он относится враждебно, что первыми и главными вождями социализма были и доселе состоят евреи: Лассаль, Маркс, Бебель, Энгельс, Каутский и другие.

Чтобы подтвердить сказанное, можно было бы приводить без конца выдержки из разных социалистических брошюр, истолковывая каждое отдельное выражение, потому что, как и выше мною замечено, названные брошюры так запутанно и неясно излагают мысли о том или другом предмете, что не всегда сразу за скорлупой вскроешь их настоящее зерно. Я остановлюсь только на главных социалистических писателях. Пред нами Лассаль и его в своём роде, знаменитая речь: «Программа работников»; пред нами изложение взглядов Лассаля в биографии его, написанной Бернштейном. Уже тогда, 50 лет тому назад, когда социал-демократия делала только первые зачаточные успехи в среде германских рабочих, она в устах Лассаля явно обнаружила себя безбожной. Лассаль, например, издевается над мыслью о бессмертии, и на этом основании отрицает право собственника делать завещание; он смеётся над Евангелием Христа; учение социализма он называет новым Евангелием; он отрицает Церковь Христову и именем новой церкви называет рабочий пролетариат. Намекая на известные слова Иисуса Христа о создании Церкви на скале веры, о её неодолённости вратами ада, он обращается к рабочим с такими словами: «Вы – скала, на которой созиждется церковь настоящего». Самую нравственность, о которой в упоминаемой речи Лассаль говорит так горячо, он понимает, как условное согласие большинства людей в данное время считать то или другое деяние нравственным или безнравственным. Таким образом, нравственное и безнравственное, добро и зло условны. Это надо хорошо запомнить: это многое объяснит. «Мы не верим в возможность переделать человечество путём религиозных или светских моральных проповедей», – говорит П. Лафарт. «Их Бог», «ваш Христос» – постоянно слышится в устах его, а равно и других вождей социализма, когда приходится говорить с христианами или о христианах; ясно, что Бог и Христос – для них нечто совершенно чуждое. «Католические господа работодатели забывают, что всемогущий Господь тоже почувствовал необходимость в отдыхе после 6 дней работы», – так кощунственно отзывается Лафарт о Боге в своей книжечке: «За и против коммунизма». Социал-демократ Ферри прямо говорит: «Новейшие научные истории (?) необходимо приводят к отрицанию Бога». Подумаешь, право, какой счастливец Ферри: воплотил и поглотил всю науку, все «новейшие научные истории», и с лёгкостью решает вопрос о Боге, вопрос единственный и мировой... Выходит, что верующие учёные: Пастер, Дюбуа-Реймонд, Гельмгольц и другие – это уже не учёные! Только один Ферри учён, вместе со своими последователями-социалистами, хотя о социалистах нужно заметить, что именно в науке-то они и не сильны.

Правда, в знаменитой социалистической программе, на Эрфуртском конгрессе 1891 г. Ферри заявляет, что «религия – частное дело». Но это только тон пренебрежения после приведённых выше его слов. Больше того: это только так называемый «тактический приём» социалистической партии в Германии, рассчитанный на привлечение крестьян в ряды партии. И всё-таки на том же съезде запрещено общественную собственность употреблять на церковные нужды, а на другом съезде выражено желание, чтобы «в виду боевого положения, занимаемого социал-демократией по отношению к церкви, члены её не занимали почётных церковных должностей». Но даже и такое проявление терпимости Вандервельд горячо осуждает и требует полного «поражения старых религиозных верований» и замены их «целостным и систематическим учением социализма». К этому выводу Вандервельд приходит потому, что понимает, как глубоко влияет религия на жизнь людей. Вопреки легкомысленному уверению многих учителей социализма, как, например, даже его главы – г. Бебеля, Вандервельд признаёт «глубокое воздействие религии на социальную жизнь». Это явление он объявляет вредным: «во имя откровения, говорит он, религия заставляет принимать общественную мораль, правила которой решительно противоречат земным интересам бедняков».

Но чтобы яснее и систематичнее ознакомиться с воззрениями социализма в религиозной области, мы подробнее остановимся на брошюрке Бебеля, этого вождя нынешней социал-демократии в Германии. Брошюрка эта, ценой 5 копеек, очевидно, рассчитанная на самое широкое распространение, носит название «Христианство и социализм». Проследим её страница за страницей.

«Религия, по мнению Бебеля, есть не иное что, как предрассудок (стр. 9); христианство не выше, а часто и ниже других религий, а Христос не выше Будды, Конфуция, Магомета; христиане – это глупцы, желающие у церкви купить спасение души. Христианские догматы заимствованы христианством от буддизма; подобно всем другим религиям, и христианство есть создание человека (стр. 10), особенно ловких жрецов. Религия вытекает из невежества и из страха перед природой; из страха перед врагами-поработителями вышла вера в мессию у евреев, которые потом создали христианство (стр. 11). Христианство – даже не лучшая и не совершеннейшая из религий; оно и образовалось не сразу. Только в IV веке будто бы Иисуса Христа признали Богом; только в IV же веке признали Троицу, установили крещение, а о причащении даже и в это время ещё не упоминается».

Нужно просто нарочно выдумать столь невежественные и нелепые положения. Ведь о причащении явственно говорит Спаситель на Тайной Вечери, заповедуя апостолам: «Сие творите в Моё воспоминание». В первых главах книги Деяний Апостольских указывается, что христиане собирались для таинства причащения по домам. В послании ап. Павла к коринфянам описывается самый чин таинства и осуждаются беспорядки, которые заметил апостол при совершении его (гл. XI). Язычник Плиний во II в., Иустин, философ из христиан, в том же веке описывают совершение христианами литургии; в IV веке закончены совершенно переработанные свв. Василием Великим и Иоанном Златоустом чины литургии, употребляемые в церкви и доныне. И вдруг г. Бебель утверждает, что о причащении в 325 г. ещё не упоминалось! А крещение младенцев, видите ли, по его словам, известно было и древним восточным и даже тевтонским народам. Как же, во имя чего и для чего они крестили детей? Уж не признаёт ли Бебель каждое купание ребёнка в ванне за крещение? Иначе понять нельзя. Ведь это равносильно утверждению, что социализм известен был людям за 1000 лет... до появления людей на свет...

Вселенские соборы Бебель изображает такими чертами, что мы не можем из чувства гадливости даже повторить его выражений. «Установленные на вселенских соборах догматы могли найти миллионы приверженцев лишь вследствие невежества людей вследствие того, что они не понимали и до сих пор не понимают своих отношений к миру, к природе и к её явлениям. Существование этих миллионов приверженцев до настоящего времени возможно только потому, что «состряпанные» на вселенских соборах, при помощи ссор и драк, догматы «вколачивались» человечеству в качестве божественных откровений; таким образом, в течение двух тысячелетий значительная часть человечества могла верить в чудеса и откровения христианства» (стр. 14–15). Всё в христианстве, все учения, догматы, обряды богослужений – всё, по мнению Бебеля, заимствовано из других религий. Библия, по его словам, полна самых резких и неразрешимых противоречий; Евангелие подложно, да и Самого Иисуса Христа, пожалуй, не было. Было бы слишком утомительно перечислять здесь все эти рассуждения Бебеля, столь же смелые, как и кощунственные, и изумительно нелепые, и ложные. Здесь, что ни слово, то ложь, которую можно опровергнуть самой обыкновенной исторической справкой. В одном месте Бебель выражается: «Евсевий и Златоуст, жившие около 390 года после Р. Х.». Этого не напишет даже и мальчик. Как это жили около 390 года? Очевидно, всё писалось без долгих справок и рассуждений, лишь бы было ругательно и хлёстко. Для последователей Бебеля это самое главное. Заканчиваем наиболее решительными заявлениями Бебеля: «Я противник не только католичества (христианства), но и вообще всякой религии (стр. 21). С точки зрения прогресса человечества, упразднение христианства прямо-таки необходимо (стр. 22). Наиболее ревностные верующие, воображая, что они делают добро, больше всего вредят человечеству (стр. 24). Христианство враждебно свободе и культуре. Своим учением о пассивном повиновении «установленным Богом» властям, своей проповедью покорности и терпения... и блаженства в загробной жизни христианство отвлекло человечество от его цели – всестороннего совершенствования» (стр. 25). «Существования же будущей жизни не может быть доказано, ибо оно немыслимо. Всё хорошее, возникшее во время господства христианства, принадлежит не ему, а всего того злого и дурного, что оно принесло с собой, мы не хотим» (стр. 30). «Поэтому, заявляет Бебель, христианство и социализм враждебны друг другу, как вода и огонь. Так называемое доброе зерно в христианстве, которого я, впрочем, в нём не нахожу, не принадлежит собственно исключительно христианству, но всему человечеству, а вся суть его – это масса учений и догматов, враждебных человечеству» (стр. 37).

Это «зерно, которого не нахожу» и которое, однако, «принадлежит всему человечеству» (т.е., что же тогда принадлежит?), – это верх нелепости. Но каков тон? Ведь из приличия, из порядочности перед читателем-рабочим из христиан так нельзя говорить. Это может проделать только озлобленный еврей, заклятый враг Иисуса Христа, каковым и является, под личиной социализма, г. Бебель. Подобную же нелепость повторил и Каутский. После долгих рассуждений о том, кто такой был Христос, что Он делал и чему учил, после доказательств, что Иисус Христос был собственно социалист (!), Каутский вдруг заявляет: «Жаль, однако, что Баур не решил окончательно, жил ли Христос»... Но тогда зачем же все рассуждения о Христе? И это говорил Каутский, один из немногих социалистических писателей, который хоть снисходительно даёт небольшое место христианству в душе социал-демократа: «христианство-де можно брать в том смысле, который соответствует социалистическим стремлениям». Выходит, не социализм надо проверить христианской религией, а, наоборот, христианство надо проверять учением социализма и брать из религии только то, что нравится социалисту... С развязностью и смелостью суждения в вопросах религии и науки, в которых, правду сказать, он мало смыслит, и наш Горький важно вещает: «Всё, что принесло нам христианство, – мыльные пузыри».

Приведём, наконец, и свидетельство новой поэзии не особенно даровитых стихотворцев из социал-демократов. Вот, что поёт кузнец:

Дзинь, бум!

«Я не буду взывать к небесам,

Слёзы лить и молить с малодушными,

Свою долю я выкую сам

Трудовыми руками послушными».

Но вот стихоплётство ещё откровеннее.

Из «Новых песен»:

«Молитесь вы, рабы, трусливые душой,

С наивной верою пред Божеством глухим.

Мы дети новых дней; позорною мольбой

Мы нашей гордости вовек не оскорбим».

Ещё образчик:

«Проклятие Богу, пред кем мы с мольбою

Склонялися в холод и голод зимою».

Это из «Песен революции», издания Российской Социал-Демократической Партии.

Но довольно. Можно ли после приведённых отзывов социализма утверждать, что он может быть основан на христианской почве, что он является произведением христианства, как некоторые проповедуют? По улицам Москвы продавали копеечную книжку «Новая нагорная проповедь», – произведение какого-то Кармелюка. Автор прямо и открыто заявляет, что нагорная проповедь Спасителя о смирении, кротости, любви и милости негодна и должна быть заменена совершенно противоположным учением о ненависти, мести, кровавой борьбе не на жизнь, а на смерть. Лишь в такой борьбе, а не в христианских добродетелях, труждающиеся и обременённые обретут право своё. К этой брошюрке мы ещё вернёмся.

Чтобы заключить всё сказанное о социализме и его отношениях к религии, приводим ещё ряд выдержек из социалистических писателей.

Вот что грубо и кощунственно заявил Бебель в германском рейхстаге: «Мы против всех небесных авторитетов, которыми вы до сих пор морочите массы; небо мы уступаем ангелам и воробьям». Плоское и неуместное острословие!

Социалистка Штейнбах на Гамбургском съезде под рукоплескание толпы прямо заявила: «Мы ни в какого Бога не веруем». А Зингер идёт дальше: «Мы не успокоимся, пока красное знамя не будет развеваться со всех церквей». Либкнехт заявляет: «Наша обязанность – тщательное искоренение веры, и только тот достоин имени социалиста, кто, будучи сам неверующим, со всем усердием содействует распространению неверия». Моост вопит: «Богословие с его небом и адом – известная чушь! Если бы даже всё поповское сословие закрыло солнце, налетев, как саранча, социалистических рабочих всё-таки не отвратить от их пути и целей». Любимый поэт социализма еврей Гейне оставил стихотворение, которое часто повторяется в социалистических брошюрках и книгах. Называется оно: «Зимняя сказка». Вот оно:

«Мы будем счастливей, мы будем умней,

Отбросим гнилые поверья…

Ленивому брюху мы есть не дадим,

Что добыли дельные руки,И царство небесное здесь создадим

 

Себе мы без слёз и без муки»...

Стихотворение говорит само за себя. Ясно, что здесь отвергается всякая религия и всякая вера в загробную жизнь.

7 июня 1911 г.



Проповеди на праздники:

Наверх