Спаситель нужен
Сейчас, возлюбленные братия, в эти минуты постараемся приготовиться к сегодняшнему вечеру, чтобы понять, что значит для нас Рождество Христово и почему нужен нам Спаситель.
Теперь, когда мы тысячи раз на день слышим, что Спасителя нет, не нужен Спаситель, мы особенно должны уяснить, почему Он нужен нам, почему мы не можем без Него спастись.
Поэтому возьмем ныне четыре слова Спасителя, которые покажут нам, что мы нуждаемся в Нем. Господь сказал в Евангелии: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные».
Только тогда, когда мы увидим, что тяжко больны, жестоко болеем, только тогда отойдем от неверия и увидим, что нуждаемся в Спасителе, и обратимся к Нему. А до тех пор, пока мы не обратим на себя взоров и не увидим духовных болезней своих, мы будем ходить во тьме и неведении. Поэтому постараемся уяснить себе: чем же больна душа у нас? Прежде всего больна она от страстей, потом испытывает на себе козни диавола и носит в себе начала вечной смерти, ибо велики преступления человеческие, как сказал один святой, который 365 полков демонских видел, по числу человеческих грехов.
Прежде всего посмотрите на ум наш. Мы часто не можем справиться с мыслями, они влекут нас – ужасные, похотливые, безудержные, так что мы часто не имеем силы противостоять им. Если мы хотим помолиться, ум наш развлекается, мы представляем себе образы греховные, многозаботные и наполняемся мечтательностью, так что неудивительно, если выходим из церкви, не получив утешения. Видите, ум наш болен многомыслием, многозаботностью, развлекается мечтаниями и не может преодолеть этого, хотя и сильно страдает, – значит нужен нам Спаситель, необходим. Посмотрите на сердце наше – оно также больное. Болит оно величайшим самолюбием, от которого как бы отходят три ветви. И первая ветвь – гордость. С тех пор, как диавол прельстил людей, сказав, что они будут, как боги, мир полон гордости и люди погрязают в этом пороке. Не может человек слова перенести от других людей, не выносит укора и осуждения – весь загорается гордостью. И до того сильны в нас эта гордость, это нетерпение, что если, допустим, захочет жена приготовить стол постный, муж готов убить ее, так как не может стерпеть ничего противного себе. Боится человек, как бы осталась нетронутой его честь, дрожит за нее, не может допустить против себя самого ничтожного оскорбительного слова. Или, посмотрите, как корыстен человек, – ничего не сделает без своей выгоды. Всякое доброе дело предполагает у него какую-нибудь хоть малую пользу себе. Мы все властолюбивы, славолюбивы, самонадеянны, любим, чтобы о нас хорошо говорили, везде ищем себе выгоду и пользу, мечемся в погоне за этими призрачными благами. Вторая ветвь самолюбия – корысть, которая прочно живет в сердце нашем, которая губит всякие добрые чувства, хорошие проявления, которая в корне объедает лучшие порывы нашей души.
А если говорить о похоти плоти, то тут придется прямо закрыть завесу, потому что похоть эта до такой степени наполняет нас, что невозможно раскрыть всю ужасную бездну наших душ.
Если посмотрим, наконец, на свою волю, то увидим, что все наши желания и слова так и остаются желаниями и словами, а до дела далеко: нет напряжения воли, не можем мы заставить себя делать то, что повелел Господь, больна тяжко воля наша. Не препятствует воля влечениям нашим, так что грех без удержу влечет нас на погибель, подобно тому как вино тянет пьяницу в кабак и пивные.
Видите, что представляют наши ум, сердце и воля, [они] больны жестоко и сильно. Спаситель нужен, чтоб исцелить их, избавить от этой болезни. Поэтому должны мы на себя посмотреть повнимательнее, увидеть себя в своей тяжкой болезни и воззвать ко Господу.
Грешный и святой человек различаются только тем, что один более грешит, а другой менее, святые могут до семи раз согрешать в день грехом мысленным, а мы мысли превращаем в дело, а без греха же никого нет. Потому-то святые так и окаявали себя. Рассказывается о Феофане Вышенском, что он, будучи затворником, говорил себе: «Эх, Феофан, куда ты годишься, тебя называют затворником, а мне смешно от этого, потому что сделаешь поклон один и на бок ложишься, и из всего того, что пишешь, сам не исполняешь ни слова». А об Игнатии (Брянчанинове), этом великом учителе Русской Церкви, рассказывается, что он постоянно плакал и сокрушался о душе своей. И если эти святые люди плакали и каялись постоянно, то как же должны мы плакать о больной душе своей, которая так нуждается в Божественном Враче!
Итак, если мы посмотрим на душу свою, то увидим, что она худа, любит властвовать, горда, похотлива, вся изранена этими страстями своими, этой массой грехов своих. Можно ли сказать, что не нуждается она в исцелении?
Если мы посмотрим глубже в душу свою, то увидим действия диавольские, которые воздвигает на нас сатана. Даже доктор часто не знает, что творится внутри тела человеческого. А в каждом человеке демоны возмущают кровь, и от этого возникают греховные переживания. Все страсти наши – это результат действия на нашу кровь бесов, и если, положим, гневается человек, волнуется у него кровь, так это бес волнует ее. И если человек похотью борим, то диавол снова волнует кровь его. Поэтому все страсти телесные есть результат действия диавола, который двигает нашу кровь и вызывает этим к жизни различные пороки.
Видите теперь вы, как больна душа наша, видите, как нуждается она в искуплении, в Спасителе. Но как же, скажете вы, может получить она это исцеление, как она может исправиться? А этого душа может достигнуть через Священное Писание, молитву и таинства Церкви.
Бога никто не видел, но испытать силу Его на себе может всякий человек, потому что Господь проявляет Себя в действии этой силы. Когда мы начинаем слушать или читать Священное Писание, в нас действует сила Божия: до слуха доходят звуки, мысли нашей достигает мысль Божественная, и до совести доходит великая сила Божия, которая преисполняет душу неизреченною радостью и дает ей удовлетворение, как и Давид говорил: «Коль сладка гортани моему словеса Твоя; паче меда устом моим».
Когда человек начинает в смирении сердца молиться, то невидимый ум его встает перед невидимым Богом. И вот тогда на смиренную безвидную душу сходит безвидная сила благодати Божией и озаряет ее, поэтому и мир появляется на душе, и покой, и ясное настроение. А через таинства, через эти внешние знаки благодати, подается нам самодивная сила Божественная, но только тогда, когда мы истинно каемся; тогда мы достойно получаем эту исцеляющую помощь Христову. Надо сознать себя грешным, хуже сатаны, – только тогда достойны будем мы этой силы Божией благодати.
Итак, вы видите, больна душа наша, больны ум, сердце и воля, полны мы страстей, больна душа самолюбием и гордостью, а диавол, действуя на кровь, двигает ее и вызывает различные грехи и побуждения страстные. Это особенно подтверждается на сектантах. Посмотрите, как горят глаза у них, они всегда возбуждены, они думают, что в них действует сила Божия, а на самом деле – это действия диавола, который волнует кровь их.
Зная грехи свои, мы видим теперь, что нужен нам Спаситель, что не можем мы спастись без Него. Поэтому сегодня, когда возвестят о том, что в убогих яслях вифлеемских родился Христос, пришедший спасти человеческий род от греха его, нам будет ясно, что Он и нас пришел спасти, и мы припадем к Нему устами и сердцем в молитве, покаянии и слове Божием, стремясь только к Нему одному, созидающему спасение наше, любвеобильному, всепрощающему Богу. Аминь.