Современные бесы. Слово в неделю 23-ю по Пятидесятнице, Евангелие о спасении человека и гибели свиней. 1907 г.

Современные бесы. Слово в неделю 23-ю по Пятидесятнице, Евангелие о спасении человека и гибели свиней. 1907 г.

Святое Евангелие рассказывает нам сегодня об исцелении Спасителем страшного бесноватого в стране Гадаринской. Это был несчастный человек: в одежду он не одевался и жил не в доме, а в гробах; долгое время бес мучил его, так что несчастного связывали цепями и узами, сберегая его, но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Великим страхом одержим был дух нечистый, когда приблизился к бесноватому Господь, и молил Христа дух нечистый: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня!»

Иисус Христос исцелил бесноватого словом Своим. Бесы вышли из него и вошли в стадо свиней: и бросилось стадо с крутизны в море и потонуло. Нужно сказать, что жители гадаринские, исповедуя веру народа еврейского, запрещавшую вкушать свиное мясо, однако, из корысти занимались разведением этих животных и тем явно нарушали закон своей собственной веры. Они были наказаны, таким образом, за своё отступничество. Когда всё это свершилось, жители страны Гадаринской немедленно снова обнаружили всю свою корысть и всю нераскаянность: жаль им стало свиней, испугались они Чудотворца и Божественного Учителя и стали они просить Иисуса Христа, чтоб Он удалился от них и из страны их. Много было врагов у Господа Иисуса, много оскорбительного они Ему говорили, много спорили с Ним и не соглашались с Его учением, но такой просьбы к Спасителю никто ещё не обращал. К ним, к жителям страны Гадаринской, пришёл Божественный Учитель: Он принёс им благовестие спасения, Он показал им чудную власть, избавляющую от бесов, а они променяли Христа на презренных животных, они оказались духовно сродни бесам, ибо как бесы трепетали Христа и просили Его удалиться, так и жители гадаринские просили Его о том же. Напротив, человек, из которого вышли бесы, просил Иисуса, чтобы быть с Ним (Лк. 8:26–39).

Представляет ли это евангельское чтение только повесть из жизни Господа Иисуса, или оно приложимо и применимо по своему содержанию к жизни всех людей?

Несомненно, Церковь Божия предлагает его к нашему назиданию.

И прежде всего, какое верное средство даётся нам, чтобы разобраться безошибочно и правильно во всех учениях современности, во всех действиях людей. Учение людей св. апостол Иоанн так и называет духами. «Возлюбленные! – так умоляет нас св. апостол, – не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они». И далее апостол ясно указывает, кого и что разумеет он под духами: «потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). И лжепророков, и учение их, – этих бесов, этих духов нечистых, апостол изображает такими чертами, как будто он пророчески видел наше время и все его нестроения: «Дети, как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов. Они вышли от нас, но не были нашими, ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши. Вы знаете, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2:18–19, 21–22). Итак, если какое-либо учение, или кто-либо, желающий быть нашим учителем, бежит от имени Иисуса Христа, не признаёт Его святого Евангелия и святой Его Церкви, то здесь явное доказательство и явный знак, что учение и учитель не от Бога, не от истины, а ото лжи и от антихриста. Пусть такое учение будет заманчиво, пусть такой учитель обещает нам всевозможные блага, пусть нам впереди сулят и богатство, и покой, и радость, и свободу, – христианин должен решительно и бесповоротно отречься от таких учений. Ибо, в противном случае, он уподобится тем гадарянам, которым свиньи были дороже Небесного Учителя, так как они приносили им выгоды.

Нечего и напоминать, что теперь среди нас много таких нечистых духов, много новых бесов, т. е. новоявленных учителей и новоявленных учений. Мы видим этих учителей: о Евангелии у них ни слова; к Церкви Божией у них вражда; к пастырям Христовой Церкви – ненависть; над верой святой – насмешка, к храмам – полная холодность и невнимание. Не раз случалось, что когда они выдавали свои затаённые мечты, они прямо говорили и говорят, что никакой религии не надо, а храмы надо отдать хотя бы под дома для плясок и увеселений. Воистину, это – антихристы, это – бесы, трепещущие Христа. Воистину, эти люди вышли от нас, но не были нашими, – лжецы, отвергающее, что Иисус есть Христос.

Не послушают их дети Церкви, не послушают их слуги Христовы, верные ученики Господа.

Кто же избавит одержимых новыми беснованиями от их несчастья? Где им найти спасение? Где нам всем найти спасение от наших грубых и нечистых страстей, которые нас уподобляют гадарянам и заставляют как бы просить Христа удалиться от нас?

Спасение – у Спасителя. Он Сам к нам приходит без зова, как пришёл в страну Гадаринскую. Он Сам изгоняет одержащих нас бесов ложных учений. Однако, насильно, вопреки нашему желанию, Он, конечно, спасать нас не станет. Но для того и гремит немолчно в веках и тысячелетиях Его Божественное слово, для того и стоит пред нами Его святая Церковь, чтобы напоминать нам и твердить неустанно, что страсти наши – это бесы, нас одержащие, что мы избавимся от них не сами собой, а только прильнув ко Христу, к Его Божественной силе, к Его небесному учению. Исцелившись от них, будем, подобно евангельскому исцелённому гадарянину, неотлучно пребывать со Христом и около Христа, т. е. в Его святой Церкви. Не страшны тогда христианину никакие бесы, ибо он знает, что ещё при жизни Христовой уже ученикам Господа дана была чудная над ними власть: «Возвратились семьдесят учеников с радостью и говорили: Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоём». И снова, и снова слышит христианин слово своего Господа, сказанное в ответ ученикам: «Видел Я сатану, спадшего с неба, как молнию. Се даю вам власть наступать на змию и на скорпию и на всю силу вражию, и ничесоже вас вредит. Обаче о сем не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех» (Лк. 10:17–20).

Отвергнем страсти греховные и нечистые, отвергнем ложные учения и ложных учителей, именем Господа Иисуса Христа отвергнем этих бесов, – и имена наши тогда написаны будут на небесах. В том порукой – вечное и неотменное слово Христово. Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх