Совпадение предания иерусалимской общины с общесиноптическим ядром
Встаёт вопрос: каков был объём закреплённого в Иерусалимской Церкви евангельского предания? В наше время учёные формально-исторической школы, с Мартином Дибелиусом во главе, пришли к убеждению, что наши Евангелия могут быть разложены на первичные элементы, представляющие собой не один, а несколько типов и относящиеся к разным эпохам, начиная с самых первых лет апостольской Церкви. Так, по мнению самого Дибелиуса, повествование о Страстях в том виде, в каком мы имеем его в Мк., было записано лет через десять после Страстей. Но этот вывод, который и не снился либеральным критикам минувшего поколения, представляется оправданным не только для отдельных элементов евангельского предания. Он мог бы быть распространён и на евангельское предание в форме связного очерка. Заслуживает внимания, что, в кратком изложении Деян., ап. Павел в своей первой проповеди в Антиохии Писидийской начинает обозрение событий евангельской истории со служения Иоанна Крестителя и кончает Воскресением Христовым (ср. Деян.13:24–37), иначе говоря, даёт евангельскую историю в том же точно объёме, в каком её даёт ап. Петр в своей проповеди в доме сотника Корнилия (ср. Деян.10:37–41). Наличие этого совпадения и позволяет говорить о закреплении евангельского предания в форме связного очерка. Напрашивается догадка: не потрудился ли над этим делом ап. Петр, имея при этом в виду потребности проповеди? Но особенно замечательно то, что евангельская история этого объёма – от служения Предтечи до Воскресения – вполне отвечает тому, что составляет общесиноптическое ядро. Выше было указано, что это общесиноптическое ядро почти совпадает с Евангелием от Марка. Но Евангелие от Марка в его теперешнем виде было составлено, как мы в своё время увидим, не в Иерусалиме, а в Риме, в начале четвёртого периода апостольского века. Таким образом, и в этом случае мы имеем больше оснований говорить о Прамарке, нежели о Марке. Его точные очертания неизбежно остаются под вопросом. Но очень вероятно, что евангельское предание, в виде связного изложения и по объему отвечающее общесиноптическому ядру, было закреплено в Иерусалиме в течение второго периода истории апостольского века. Оно не обязательно имело письменную форму. Представляется вероятным, что для нужд проповеди предание было закреплено не только по-арамейски, но и по-гречески. Только этим объясняется, что оно тотчас же получило широкое распространение. В конце третьего периода оно было известно во всех Церквах, возникших за это время в разных точках тогдашнего культурного мира. Оно легло в основание и наших канонических Евангелий, которые произошли в результате переплетения вокруг общесиноптического ядра других линий евангельского предания.