Состав Римской Церкви
Из Послания к Римлянам вытекает, что Римская Церковь была смешанного состава. В неё, несомненно, входили иудеи. Это можно вывести, опять-таки, из имён Рим.16. Сродники Павла (ср. Рим.16:7, 11) могли быть только иудеи. Это же касается, по всей вероятности, и Апеллеса (Рим.16:10), который носил имя, по-видимому, распространённое среди римских иудеев: Гораций его употреблял почти как нарицательное, когда писал (Sat. I, 100): Credat Iudaeus Apella: «этому пусть верит иудей Апелла». Во всех остальных случаях эллинистические имена заставляют предполагать христиан языческого происхождения. Их было, очевидно, большинство. Присутствие иудеохристиан вытекает и из учения Послания. Для читателей Послания иудейская проблема, несомненно, представляла интерес. Если бы этого не было, ап. Павел не старался бы осмыслить трагедию Израиля (Рим.9–11, ср. ещё Рим.1:16, 2:9–10, 3:1 и сл. и др.). В частности, в Рим.7:1 апостол обращается к знающим закон. Под законом, как ясно из контекста, он разумеет закон иудейский (ср. Рим.5:13, 20, 6:15 и др.). Закон иудейский был знаком только иудеям. Но во всех других случаях и на всём протяжении Послания апостол подчеркивает, что имеет дело с язычниками (ср. уже Рим.1:5–6, 13, где русское слово «народы» есть перевод греческого ἔθνη, которое иногда имеет и общее значение, но обыкновенно употребляется в Новом Завете для обозначения народов языческих). Обращаясь к язычникам, он прославляет своё служение апостола язычников (Рим.11:13; то же слово ἔθνη). В притче о маслине к благородному стволу иудейства была привита ветвь от дикого ствола. Дикая маслина – это язычники. И апостол, развивая приточный образ, держит речь к дикой маслине (Рим.11:17 и сл.). Подходя к концу Послания, он ещё раз объясняет своё обращение к римлянам тем, что на него возложено служение язычникам (ср. Рим.15:15, 16). Мы приходим к тому же выводу, к которому нас привёл анализ имён. В Римской Церкви были иудеохристиане, но подавляющее большинство составляли христиане языческого происхождения. Численный перевес язычников должен был ещё значительно возрасти после двухлетней проповеди узника Павла.