Состав иерусалимской общины до Пятидесятницы
Прежде всего повествование Деян. дает представление о составе Церкви. Большинство её первоначальных членов были галилеяне, пришедшие вслед за Господом в Иерусалим. Замечание толпы в Деян.2:7 касается тех, на кого сошел Святой Дух, т. е. апостолов и их ближайшего окружения. Но не подлежит сомнению, что до крещения трёх тысяч после чуда Пятидесятницы (ср. Деян.2:41) коренные иерусалимские жители представляли среди верующих незначительное меньшинство. Отношение иерусалимлян к Иисусу, против Которого они были возбуждены членами Синедриона, не позволяет думать, чтобы в дни Страстей из этой среды могли выйти новые ученики. Мы знаем двух тайных учеников, Иосифа и Никодима, знаем дружественное семейство в Вифании. Были ли другие ученики в Иерусалиме, и кто они были – мы не знаем. Но даже из Евангелия вытекает, что число учеников, пришедших с Господом из Галилеи, было значительно (ср. Лк.19:37). В Деян.1:15 и сл. упоминается собрание верующих в составе человек около ста двадцати. Ими общее число верующих не исчерпывалось. В 1Кор.15:6 ап. Павел упоминает явление Воскресшего более, нежели пятистам братий в одно время. Мы не имеем никаких оснований помещать это явление по Вознесении. С другой стороны, в это время, после Страстей, мы не располагаем никакими сведениями о существовании значительной группы последователей Христовых где-либо вне Иерусалима32. Явление 1Кор.15:6 имело место, несомненно, в Иерусалиме. Мы приходим к выводу, что до Пятидесятницы иерусалимская община насчитывала более пятисот членов, в большинстве своем галилейского происхождения.