Проповеди на праздники:


Сошествие Святого Духа на апостолов, день Святой Троицы 1961г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Итак, годовой круг богослужений  привел нас ко дню, в  который вспоминается последний,  завершительный акт или действие Божие о спасении рода человеческого, ко дню сошествия Святого Духа на апостолов.

Этот день называется также и днем Святой Троицы, т. к. в этот день проявилась сила Святого Духа - 3-го лица Триединого Бога. Таким образом, явлена миру вся Пресвятая Троица.

Догмат о Пресвятой Троице раскрыт в  Евангелии  Самим  Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом. Прежде всего он состоит в том, что Бог наш един, но не одинокий, и раскрывается нам не как единица, а как соборность из 3-х лиц, как троичность в единстве: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Все Три Лица Святой Троицы имеют одинаково  равное  Божеское достоинство, силу, славу и всемогущество. И все Они одинаково равно принимают участие в деле творения мира и  промысле  о нем. Но также мы можем различать и особое, преимущественное проявление каждого из Лиц Святой Троицы. Бога Отца мы именуем Творцом всего видимого и невидимого. Бога Сына – Искупителем и Спасителем рода человеческого. Бога Духа Святого – оживотворяющим всё сотворенное.

Догмат о Пресвятой Троице есть самая глубокая и величайшая Богоокровенная истина. И мы, как существа тварные, ограниченные (имеющие определенные границы в познании), не можем полноценно вместить в свой ограниченный ум познание этой истины.

Но, однако же, всё же мы имеем в себе, в своей душе, одно неограниченное, как Само Божество, свойство, которым мы можем познавать Бога в Его Существе, свойство это любовь. Только любовью мы можем постигнуть Тайну Святой Троицы. «Ибо Бог есть любовь. И пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем», - говорит слово Божие. Но в какой-то степени и наш ум может, отчасти, уяснять Троичность Бога через мир, как творение Божие. Ибо печать сей тайны Троичности Бога лежит глубоко в природе сотворенных вещей.

Так, например, материальный мир слагается из трех состояний - твердого, жидкого и газообразного, время - из настоящего, прошедшего и будущего, речь у всех народов имеет три типа: я, ты и он, действие слагается из начала, середины и конца и т. д. Можно до бесконечности приводить эти примеры.

Это триединство Божие, отображенное в мире, смутно чувствовали в разные времена различные народы. Так, например, об этом упоминает иудейская древняя мудрость, греческий философ Платон (в своих антимониях), китайский мудрец Лао-цзы. Особенно близко к этому понятию подходит индийская мудрость, которая говорит: «Великое единое познается как Три Божества в одной личности». Понятие о троичности встречается у прежних ирландцев, южноамериканцев и мексиканцев. Словом, говорит ученый Шеллинг: «Философия мифологии дает доказательства, что тройственность божественных свойств представляют корень, из которого произросли религиозные представления всех известных и сколько-нибудь замечательных народов».

Но, повторяем, всё это было нащупыванием истины человеческими способностями. Раскрытие же догмата о Святой Троице принадлежит исключительно христианству, ибо оно есть откровение Божие.

На богослужебном языке праздник сошествия Святого Духа на апостолов называется Пятидесятницей, потому что он приходится на 50-й день после Воскресения Христова и по аналогии с ветхозаветным праздником Пятидесятницы, в котором вспоминается Синайское законодательство Моисею. Дарование Святого Духа апостолам именно в этот день является не случайностью, а действием божественного промысла.

Сошествие Святого Духа па апостолов совершилось по прямому обетованию, данному Спасителем Своим ученикам. Дух Святой и в Ветхом Завете иногда осенял Своей благодатью некоторых благочестивых людей, но Он так же, как и Сын Божий, еще не был тогда явлен миру. Но в Новом Завете, после сошествия  на  апостолов в день Пятидесятницы, в завершающем акте спасения человечества, Дух Святой могущественно и славно открылся и действует в мире через Церковь Христову на всех, кто с верой приходит к Богу.

Значение Третьего Лица Святой Троицы - Святого Духа - в нашей жизни чрезвычайно огромно: 1) Он оживляет жизнь, а  главное духовно возрождает человека. Он вместе с Отцом и Сыном дарует человеку духовную жизнь. Вот почему Он в «Символе веры» называется животворящим. 2) Дух Святой возрождает и освящает человека, очищает от грехов и направляет к добру. 3) Дух Святой называется Духом благодати, ибо Он, сходя на нас, дает нам богатые и разнообразные Свои дары. 4) Дух Святой является источником познания истины. Он есть Дyx мудрости. Сам Иисус Христос называет Его Духом истины. Но Христос  грозно предупреждает нас: «Всякий грех и хула простятся человекам, но хула на Духа Святого не простится ни в сем веке, ни в будущем». Вот сознательное и ожесточенное сопротивление истине и есть «хула на Духа Святого», непростительный грех к смерти и есть нераскаянное состояние души человека.

И Святая Церковь в этот день с особой силой призывает верующих, «преклонивше колена душ и телес», поклониться Единосущной Троице. единой силе, единому Божеству и  воспеть  Безначального  Отца, с безначальным Сыном и Соприсносущным Духом.

И православный обычай украшать зеленью и цветами храм и дома символически выражает силу Духа Святого, всё возрождающую, всё обновляющую и  всему дающую жизнь и  расцвет. Пусть всегда звучит в нашем сердце благодатная песнь Богу: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе!» Аминь.



Проповеди на праздники:

Наверх