Сопоставление учения Ин. и Откр.
Мы поставили Иоанновское учение о приобщении к полноте Божественной жизни в Церкви рядом с эсхатологической концепцией обожения в Откр. Эти две концепции друг друга не исключают. Как мы в свое время отметили, Дух Святой понимается как фактор эсхатологического свершения и в четвертом Евангелии (Ин.16:13), и в Откр., и за отдельными эсхатологическими намеками Евангелия мы имеем достаточные основания подразумевать эсхатологическое учение Откр. во всей его конкретности. Тем не менее надо признать, что учение Ин. имеет, особенно по сопоставлению с Откр., ясно выраженное имманентное ударение. Это вытекает не только из той общей характеристики Иоанновской екклесиологии, которая была только что предложена, но и из терминологии Ин. В Ин. термин «Царствие Божие», с которым связываются эсхатологические ассоциации, употребляется только дважды. Правда, эти оба раза (Ин.3:3, 5) относятся к началу беседы с Никодимом, первой догматической беседы Ин. Тем самым все учение Ин. вводится как учение о Царстве. Но замечательно, что в этой же беседе термин «Царствие Божие» заменяется его синонимом «жизнь вечная» (Ин.3:15), а дальше и просто словом «жизнь» (Ин.6:53, 8:12 и др.). «Жизнь» есть то же Царство. В понятии «жизнь» можно мыслить и эсхатологическую полноту. Но отвлеченный термин лучше отвечает отрешенности Ин. и точнее передает его имманентное ударение (ср. ко всему: наст, изд., с. 56 и 72).