Проповеди на праздники:


Сопоставление учения Евр., 1Кор. и Еф. о Церкви

Объяснение этой сплетённости лежит в учении о Церкви. По учению ап. Павла, на котором мы имели случай останавливаться, Церковь есть Тело Христово. Но даже для ап. Павла, Тело Христово не только Церковь. Он знает Тело евхаристическое (ср. 1Кор.10:16, 11:24, 27, 29) и касается тайны Вознесения (Еф.4:8–10): Вознесение, по самому своему существу, есть Вознесение в Теле. Замечательно, что и в 1Кор. (ср. 1Кор.12:27) и в Еф. (ср. Еф.1:20–23) апостол говорит о Церкви как о Теле Христовом. При этом Тело Христово – одно. Но в единстве Тела Христова приходится различать Тело Церкви, Тело евхаристическое и Тело Вознесения. Больше того, по учению Нового Завета существует внутренняя связь между Церковью как Телом Христовым и ветхозаветным храмом. Это вытекает из повествования Ин.2:13–22 об очищении храма. Мало того, что слово Иисуса о тридневном восстановлении разрушенного храма толкуется о Его Теле (Ин.19–22): когда Иоанн писал своё Евангелие, иерусалимского храма уже не было, но была Церковь как Тело Христово. Тело Христово, действительно, заняло место упраздненного ветхозаветного храма. С этими то мыслями о соотносительности Тела Христова и храма мы и встречаемся в Евр. Мы отметили сопоставление скинии и Тела Христова в Евр.9:11, а также в Евр.10:20, где плоть Христова сравнивается с завесой. И точно так же, как и Ин., Евр. учит о прехождении храма и о пребывании Тела. Можно с уверенностью сказать, что учение о Церкви как о Теле Христовом, во всей полноте Павлова и Иоанновского смысла Тела, проходит через всё богословие Евр. В этой связи необходимо отметить, что «Церковь первенцев» упоминается в Евр.12:23, а «дом Божий» в Евр.10:21 был нами истолкован в смысле небесного храма и народа, молящегося в этом храме.


Проповеди на праздники:

Наверх