Сопоставление христологии Еф. и Кол.
Как уже было отмечено, христологическое ударение есть общая особенность Посланий ап. Павла из уз. Но христология Еф. отличается от христологии Кол. не только тем, что Кол. есть Послание полемическое, а Еф. чуждо полемики и даёт систему положительного богословия. И по своему содержанию христология в этих двух Посланиях раскрывается с разных сторон. В Кол., направленном против еретической ангелологии, христология раскрывается, как мы видели, в аспекте космологическом. В Еф., где этот аспект тоже наблюдается, больше проступает построенное на христологическом основании учение о Святом Духе (пневматология) и учение о Церкви (екклисиология). С другой стороны, толкование в Еф. союза супружеского как отображения союза Христа и Церкви показывает, что и практическое учение всеми своими корнями – и более очевидно, чем в Кол., – уходит в христологию.
Важное догматически, Еф. представляет собой вершину мистического богословия ап. Павла. Это сказывается и в построении Послания. Начиная с молитвы славословия, оно продолжается молитвой прошения. Догматическое учение Еф., посвящающее читателя в глубочайшие тайны веры, имеет форму молитвы.