Проповеди на праздники:


Согласование сведений синоптиков и Ин.7–10

Остается вопрос о согласовании – и в этой части евангельской истории – синоптиков и Ин. Речь идет об отрывке гл. Ин.7–10. Отрывок относится к Иерусалиму. Отсутствие внутренних граней и, наоборот, очень четкая грань Ин.10:40–42, которой отрывок заканчивается, позволяют говорить не о нескольких кратковременных, но об одном продолжительном пребывании Христовом в иудейской столице. К какому моменту евангельской истории может быть отнесено это пребывание? Прежде всего, не подлежит сомнению, что это пребывание Господа в Иерусалиме не было Его последним посещением святого города. О Торжественном Входе в Ин. повествуется только в Ин.12. С другой стороны, совершенно несомненно, что отрывок Ин.7–10 не может относиться и к галилейскому периоду общественного служения Христова. В контексте Евангелия отрывок стоит после насыщения пяти тысяч (Ин.6 = Лк.9:10–17). Его естественно мыслить и после перелома евангельской истории. Беседа о Хлебе Животном вызывает соблазн иудеев и отпадение некоторых учеников (Ин.6:59–66). На вопрос, обращенный к Двенадцати, не хотят ли и они отойти, Петр отвечает исповеданием (Ин.6:67–69: «...мы уверовали и познали, что Ты – Святой Божии»). ὁ ἅγιος τοῦ Θεοῦ (в лучшей форме текста; русский перевод: «Христос, Сын Бога Живаго» – с худшего разночтения, сближающего текст Ин. с текстом Мф.16:16) есть наименование Мессии. «Уверовали и познали» – πεπιστεύκαμεν καὶ ἐγνώκαμεν, по самому смыслу греческих перфектных форм звучит как ссылка на убеждение, к которому пришли апостолы и которое прочно укоренилось в их сознании. Исповедание Петра (Ин.6:69) естественно понимать, таким образом, как повторное. Синоптическое исповедание им предполагается. Тем самым определяется хронология отрывка гл. Ин.7–10 – пока в общих чертах: после явления Мессии и до Торжественного Входа. В хронологии синоптиков на этот период времени падает путь на Страсти. Мы видели, что путь на Страсти мог быть только однократный. К этому можно добавить: он не допускал и длительных перерывов, и остановок. Единственное исключение можно мыслить в начале. В Лк.10:17 повествуется о возвращении Семидесяти с отчетом о выполнении возложенного на них поручения. Это поручение предполагало некоторый промежуток времени. Можно думать, что встреча произошла в условленном месте. Что делали Господь и Двенадцать во время миссии Семидесяти? Лк. об этом молчит. Ответ может быть почерпнут из Ин., если мы поставим отрывок Ин.7–10 в гл. Лк.10 между Лк.10:16 и Лк.10:17. Во время миссии Семидесяти Господь, и с Ним Двенадцать, ходили в Иерусалим. Таким образом, согласование синоптиков и Ин. оказывается не только возможным – в этих частях, как и в других, но и существенно дополняет наши сведения об этом периоде евангельской истории.


Проповеди на праздники:

Наверх