Проповеди на праздники:


Согласование Ин.7–10 и Лк.10:16–17

Хронологически путешествие Господа в Иерусалим в Ин.7–10 определяется теми вехами, которые даны в самом отрывке. Прибытие Господа в Иерусалим относится к празднику Кущей (Ин.7:2, 8–11, 14, 37 и сл.), который совершался, по нашему счету времени, в конце сентября – начале октября. Из Ин.10:22 мы видим, что Господь оставался в Иерусалиме до праздника Обновления, приходившегося в половине декабря, когда враждебное отношение иудеев заставило Его уйти в Заиорданскую страну (Ин.10:39, 40). Таким образом, содержание Ин.7–10 занимает промежуток времени от конца сентября – начала октября до половины декабря. Для построения хронологии евангельской истории этот вывод имеет большое значение. Но достигнутое нами согласование синоптиков и Ин. имеет предварительный характер.

Если мы допустим, что весь отрывок Ин.7–10 умещается в Лк.10 между Лк.10:16 и Лк.10:17, мы должны допустить и то, что Господь из Переи (ср. Ин.10:40–42) в непродолжительном времени возвратился в Галилею. Евангелист Иоанн, обходя молчанием возвращение Господа в Галилею, повествует в Ин.11 о воскрешении Лазаря. Событие происходит в Вифании, в ближайших окрестностях Иерусалима (Ин.11:1, 18 и сл.). Известие о болезни Лазаря до Господа доходит вне Иудеи (Ин.11:6, 7). Где именно? На этот вопрос евангелист ответа не дает. Галилея не исключена. Но молчание евангелиста, естественно, направляет внимание читателя к последнему топографическому указанию (Ин.10:40). Это указание относится к Перее. В Перее Господь был в конце пути. По сопоставлению с Мф. и Мк. мы отнесли к Перее отрывок (Лк.18:18–30) (с большей или меньшей приближенностью). Если бы воскрешение Лазаря относилось к этому времени, мы были бы вынуждены допустить, что Господь в конце пути из Переи отлучался в Вифанию, оттуда скрылся на некоторое время в Ефраим, город близ пустыни (Ин.11:54) и только после этого – с возвращением или без возвращения в Перею – продолжал Свой путь в Иерусалим через Иерихон (Лк.18:35–19:28; Мф.20:29–34; Мк.10:46–52) и Вифанию (Лк.19:29 и сл., Мк.11:1 и сл., ср. Ин.12:1 и сл.). Однако это согласование представляло бы ту трудность, что предполагало бы длительный перерыв в самом конце пути Христова, притом такой, во время которого Господь, направлявший Свой путь в Иерусалим, оказался бы в ближайших окрестностях иудейской столицы. Нужно признать, что для такого перерыва, невероятного по существу, нет и места в хронологических рамках Лк. Остается предположить, что Господь не успел еще возвратиться из Переи в Галилею, когда был вызван к умирающему Лазарю. Тем самым отлучка Господа из Галилеи, к которой относится отрывок Ин.7–10, естественно распространяется и на отрывок Ин.11:1–54, и евангельские тексты, относящиеся к пути на Страсти, располагаются в следующем порядке: Лк.10:1–16; Ин.7:1–11:54; Лк.10:17–19:28 (с поправкой, предложенной выше относительно Лк.10:38–42, и с привлечением параллелей из Мф.19–20 и Мк.10).


Проповеди на праздники:

Наверх