Содержание Прощальной беседы
Тема Прощальной беседы определяется историческим моментом. Этот момент есть момент разлуки Иисуса с учениками (ср. Ин.13:33 и др.). По этому признаку Прощальная беседа Ин. допускает сближение с эсхатологической речью синоптиков (см. выше), которая была тоже назначена для учеников и связана с разлукой. Но в отличие от эсхатологической речи, тема которой есть будущее свершение, наступление Царства в его грядущей полноте, Прощальная беседа по преимуществу сосредоточена на жизни учеников в нынешнем мире. Правда, и в Прощальной беседе жизнь нынешняя связана с жизнью будущей, обусловливает её наступление и являет предвосхищение её полноты. На время разлуки Господь дает ученикам новую заповедь любви. В учении Прощальной беседы заповедь любви связана с символическим актом омовения ног. Исполнением её верующие покажут людям, что они воистину ученики Христовы (Ин.13:33–35). Но в Прощальной беседе не одна только заповедь любви возвращает нас к омовению ног. Умывая ноги ученикам, Господь символически явил им Своё служение в Страстях и к участию в Страстях привлёк и их. И потому первое слово Прощальной беседы – не о любви, а о славе (Ин.13:31–32). В формах аориста, созерцая происходящее вне времени, Иисус говорит о прославлении Сына Человеческого, которое есть, вместе с тем, и прославление Бога. Прославление Сына Человеческого и Бога есть прославление взаимное – об этом говорят страдательные формы греческого текста (ἐδοξάσθη, ср. Ин.13:31), – и совершается оно в Страстях и чрез Страсти. Ин. понимает Страсти Иисуса как Его славу, потому что в славе Воскресения Иисус победил смерть. Такое понимание Страстей являет в искупительном подвиге Христовом теснейшую связь смерти и Воскресения как единого спасительного акта – связь, которую мы наблюдаем не только в Ин., но и на протяжении всего откровения Нового Завета. Достаточно вспомнить, что, внедряя в сознание учеников мысль о Страдающем Мессии, Господь никогда не ограничивался предсказанием Своих Страстей: Он неизменно предсказывал и Воскресение (ср., напр., Мк.8:31, 9:31, 10:33–34 и парал.). Идя на Страсти уже по окончании последней вечери, Господь обещал ученикам предварить их по Своем Воскресении, в Галилее (Мф.26:32; Мк.14:28). Эту же нерасторжимую связь Страстей и Воскресения мы наблюдаем и в Посланиях ап. Павла (ср. 1Кор.15:3–4; Рим.4:25, 6:3–5; 2Кор.4:10–14; Флп.3:10–11 и др.). Ею проникнуто и учение Прощальной беседы.
В построении Прощальной беседы можно различить четыре части. Отрывок Ин.13:31–38, в значении введения, ставит тему Прощальной беседы: он говорит о славе, о разлуке и о любви. Глава Ин.14 есть утешение. От общего утешения верой: в Него и в Бога (Ин.14:1), Господь приходит к утешению упованием на эсхатологическое свершение (Ин.14:2–3) и сосредотачивает Своё внимание на утешении в жизни здешней, повторно обещая ученикам ниспослание Духа Утешителя (Ин.14:15–17, 26) и скорое Своё возвращение (Ин.14:18–25). Отрывок 15:1–16:4 обращён к ученикам, объединенным в союзе любви. Читателю ясно, что Господь говорит о Церкви, хотя термин «Церковь» и не употребляется. Учение о союзе любви отправляется от притчи о лозе. Лоза – это Христос (Ин.15:1–6). Лоза есть живой организм, и отдельные ветви на лозе подобны отдельным членам живого организма. Возвращаясь к началу Прощальной беседы, Господь глубже раскрывает «новую заповедь» любви (Ин.15:9–17). Исполняя заповедь любви, ученики пребывают в любви Христовой, как и Сам Христос, возлюбленный Отцом, пребывает в Его любви, исполняя Его заповеди. Таким образом, «новая заповедь» любви приобщает учеников Христовых, исполняющих её, к полноте Божественной жизни. Любви между учениками противополагается ненависть мира, которую союз учеников неизбежно встретит на своем пути (Ин.15:18–16:4). Но предупреждение о ненависти неожиданно прерывается новым обетованием Духа Утешителя, Который будет свидетельствовать о Христе, и призывом свидетельствовать – подразумевается, в благодати Духа, – который Господь обращает к ученикам (Ин.15:26–27)30. Последняя часть Прощальной беседы (Ин.16:5–33), до известной степени повторяющая мысли Ин.14, имеет своею целью преодоление печали, которая владеет учениками. Господь подробнее говорит о Духе Утешителе (Ин.16:7–15) и ещё раз обещает скорое Своё возвращение (Ин.16:16–28). Ученикам кажется, что они понимают (Ин.16:29–30). Но их пониманию тайна Страстей недоступна. Им кажется, что уже наступило то, что Иисус им обещает в «день оный» Своего возвращения (ср. Ин.16:29 и Ин.16:25–26). Они радуются тому, что постигли и Его «исшествие» от Бога (Ин.16:30б). Они не думают о том, что значит оставление Им мира и возвращение к Отцу (Ин.16:28). На их радость Господь им отвечает скорбным: «теперь веруете?» (Ин.16:31), – «вы думаете, что теперь вы веруете?». В доказательство их заблуждения Господь говорит им о приближении часа, когда они все рассеются и оставят Его одного, – но Он не один, потому что с Ним Отец (Ин.16:32). Перед лицом отпадения учеников и скорби, обдержащей их в мире, Прощальная беседа кончается победным восклицанием: Христос победил мир (Ин.16:33: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»).
Из этого краткого обзора содержания Прощальной беседы становится ясно, что её главное обетование есть обетование Духа Утешителя, к которому Господь возвращается на протяжении беседы четыре раза. Это обетование теснейшим образом связано с исходной точкой беседы. Как уже было указано, первое слово беседы говорит о явлении славы, которое надо понимать, как взаимное прославление Отца и Сына в Страстях и чрез Страсти Сына. Но за первым явлением славы следует и им обусловлено второе явление славы, о котором Господь говорит не в формах аориста, а в формах будущего времени (Ин.13:32). Это второе явление славы и имеет совершиться в пришествии Духа Утешителя, которое Господь ставит в зависимость от Своего отшествия к Отцу (ср. Ин.16:7). Но Дух Святой в Своём явлении в мире не просто заступает место Иисуса Христа, возвратившегося к Отцу. В явлении Святого Духа совершается возвращение Иисуса Христа, которое Он, тоже на протяжении Прощальной беседы, повторно обещал ученикам и толковал как скорое возвращение. Что скорое возвращение Христово есть возвращение Его во Святом Духе, показал ещё в древности св. Кирилл Александрийский в своем толковании на Ин. В Прощальной беседе Господь обещает ученикам, что Святой Дух, в Котором Он возвратится к ним, пребудет с ними вовек (Ин.14:16). И ныне Господь во Святом Духе пребывает с верующими в Него и пребудет до скончания века (Мф.28:20). Дух Святой напоминает верующим учение Христово (Ин.14:26) и открывает им истины, которых они не могли еще вместить в дни Его земного служения (Ин.16:12–15). В частности, дело Духа есть возвещение будущего (Ин.16:13). Дух Святой в жизни нынешней готовит наступление жизни будущей. Мы помним, что и по учению, преподанному Господом во время пути, Царство Божие утверждается действием Святого Духа. В Прощальной беседе учение о Святом Духе, на котором Господь не останавливался подолгу в дни Своего общественного служения, получает свое законченное выражение. Оно заключает и указание на ипостасное свойство Духа Святого: Его исхождение от Отца (Ин.15:26).