Проповеди на праздники:


Содержание Первосвященнической молитвы

С Прощальной беседой неразрывно связана Первосвященническая молитва (Ин.17), которая составляет её непосредственное продолжение. Эта связь засвидетельствована и литургическим употреблением Православной Церковью, которая соединила оба отрывка в одно чтение (Ин.13:31–18:1), составляющее в последовании Страстей Господних первое Евангелие из двенадцати, читаемых на утрени Великой Пятницы. По содержанию Первосвященническая молитва представляет собою развитие тех же мыслей, которые мы отметили в Прощальной беседе. Но, в отличие от Прощальной беседы, в которой Господь, выходя за грани времени, осмысливает происходящее перед учениками, Первосвященническая молитва есть молитвенное обращение Сына к Отцу. Сын, Первосвященник и Жертва, посвящает Себя в этой молитве на служение жертвенное (ср. Ин.17:19). Толкователи Первосвященнической молитвы обыкновенно различают в ней, по образу молитвы иудейского первосвященника в день Очищения (ср. Лев.16:17), молитву Первосвященника о Самом Себе (Ин.17:1–8), молитву об учениках (Ин.17:9–19) и молитву о мире (Ин.17:20–26). Это деление не исчерпывает всего содержания Первосвященнической молитвы и недостаточно оттеняет её основное ударение. Мысль Иисуса в Первосвященнической молитве сосредоточена на учениках. Он думает об учениках уже тогда, когда просит Отца о взаимном прославлении Отца и Сына (Ин.17:1), прославлении, которое совершается в Страстях. Молясь о предстоящем явлении славы, Иисус свидетельствует перед Отцом о совершении дела, которое Отец возложил на Него (Ин.17:4). Это дело заключалось в откровении имени Отчего тем людям, которых Отец дал Сыну от мира, т. е. ученикам (Ин.17:6–8). Молясь о Себе, Господь думает об учениках. Ст. Ин.17:9–19 прямо посвящены ученикам. От молитвы о соблюдении учеников в обладании тем сокровищем, которое они получили от Него в дни Его общественного служения (Ин.17:9–16), Господь переходит к молитве об их освящении (Ин.17:17–19). В русском переводе, наряду с глаголом «освящать», применительно к ученикам (Ин.17:17, 19), стоит глагол «посвящать», когда речь идет о Самом Иисусе (Ин.17:19). По-гречески в обоих случаях стоит один глагол ἁγιάζω. В приложении к Иисусу он может означать только посвящение Его на Страсти. И потому молитва Его об учениках должна быть неизбежно понимаема как молитва о приобщении их к Его Страстям, точнее говоря, к Его славе, которая раскрывается в Страстях и через Страсти. Это освящение есть освящение во истине. В Ин. Дух Святой есть Дух Истины (Ин.14:16–17, 15:26, 16:13). В своем Первом Послании тот же ап. Иоанн говорит: «Дух есть Истина» (1Ин.5:6). Не подлежит сомнению, что в Иоанновском изложении евангельского учения явлением истины отмечено действие Духа. Освящение учеников, т. е. приобщение их к славе, о котором молится Господь, мыслится Им не иначе как в силе Духа Святого. Это – то же второе явление славы в действии Духа, о котором Господь говорил и в Прощальной беседе. Начиная с Ин.17:20, молитва Иисуса выходит за пределы тесного круга учеников: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». Он молится о тех, которые уверуют в Него по слову учеников (Ин.17:20–23). Это – те же ученики, но новые, ученики в более широком кругу. Кто будет принадлежать к этому более широкому кругу? Иисус всё ещё противополагает учеников и мир (Ин.17:21, 23). Но замечательно, что цель привлечения новых учеников есть вера мира в посланничество Сына (Ин.17:21) и познание любви, которую Отец имеет к ученикам, подобно тому, как Он имеет её к Сыну (Ин.17:23). И здесь, как и в Ин.12:32, слышится мысль о спасении мира во всей совокупности его членов. Ибо, если вера мира имеет своим объектом посланничество Сына, а познание мира есть познание любви Отчей, – не означают ли такая вера и такое познание спасения мира? Если это толкование правильно, то понятие учеников распространяется в Первосвященнической молитве до пределов мира. Различие между учениками и миром в спасительном домостроительстве Христовом стирается, и Первосвященническая молитва кончается молитвой об учениках, о приобщении их к совершенному единению Отца и Сына, которое есть единение любви (Ин.17:24–26).

Сказав эти последние слова, «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его» (Ин.18:1). Молитва посвящения окончена. Первосвященник приносит Себя в жертву.


Проповеди на праздники:

Наверх