Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа!

Доро­гие бра­тия и сестры, слово собор в назва­нии празд­ника озна­чает собра­ние веру­ю­щих в честь, славу и похвалу свя­тым небес­ным силам. Как известно из книги Иова, ангелы Божий были созданы до сотво­ре­ния чело­века: «Егда (сотво­рены) быша звезды, вос­хва­лиша Мя гла­сом велиим вси ангелы Мои». Небес­ных сил больше, чем людей. В Апо­ка­лип­сисе ска­зано, что тьмы тем и тысячи тысяч анге­лов вос­хва­ляют Бога. Видя умное, кра­си­вое личико какого-нибудь малыша, мы гово­рим о нем: «Точно ангел». Когда встре­чаем доб­рого, лас­ко­вого чело­века, то гово­рим о нем: «Ангел, а не чело­век», слыша хоро­шее пение, назы­ваем его ангель­ским, что сви­де­тель­ствует о свой­ствах анге­лов. Они имеют сча­стье все­гда лице­зреть Гос­пода, как ска­зал Сам Спа­си­тель: «Ангелы… все­гда видят лице Отца Моего Небес­ного» и непре­станно вос­пе­вают хвалу Ему, как ука­зы­вает Свя­тая Цер­ковь: «Поюще, вопи­юще, взы­ва­юще и гла­го­люще свят, свят, свят Гос­подь Саваоф». Эту ангель­скую песнь слы­шали апо­стол Иоанн Бого­слов, а также про­рок Исайя, свя­той апо­стол Павел и виф­ле­ем­ские пастухи.

Слу­же­ние анге­лов заклю­ча­ется, во-пер­вых, в сла­во­сло­вии Гос­пода Бога и Творца, во-вто­рых, в слу­же­нии роду чело­ве­че­скому, как гово­рит свя­той апо­стол Павел: «Не все ли они [ангелы] суть слу­жеб­ные духи, посы­ла­е­мые на слу­же­ние для тех, кото­рые имеют насле­до­вать спа­се­ние?»? В Свя­щен­ном Писа­нии - бес­чис­лен­ное мно­же­ство сви­де­тельств о помощи и уча­стии небес­ных сил в деле нашего спасения.

Почему же память свя­тых сил бес­плот­ных совер­ша­ется в ноябре? По ста­рому лето­ис­чис­ле­нию год начи­нался с марта и ноябрь, таким обра­зом, был девя­тым меся­цем. А по уче­нию Свя­той Церкви ангелы Божий раз­де­ля­ются на девять чинов, кото­рые, в свою оче­редь, делятся на три иерар­хии: выс­шую, сред­нюю, низ­шую. Каж­дая иерар­хия содер­жит по три чина.

К выс­шей иерар­хии отно­сятся: шесто­кры­лые сера­фимы, мно­го­очи­тии херу­вимы и бого­нос­ные пре­столы. К сред­ней - гос­под­ства, силы и вла­сти. К низ­шей - начала, архан­гелы и ангелы. Хотя число анге­лов крайне велико, но архан­ге­лов только семь. «Я… один из семи свя­тых анге­лов, - ска­зал архан­гел Рафаил пра­вед­ному Товиту, - кото­рые воз­но­сят молитвы свя­тых и вос­хо­дят пред славу Свя­того».

Из числа семи выс­ших духов Свя­тая Цер­ковь пер­вым при­знает Миха­ила, потому насто­я­щий празд­ник и име­ну­ется Собо­ром архи­стра­тига Миха­ила и про­чих небес­ных сил бес­плот­ных. Имя Михаил в пере­воде с еврей­ского озна­чает «кто как Бог», что сви­де­тель­ствует о делах его. Он пер­вый вос­стал про­тив Ден­ницы (сатаны), когда тот в гор­дом безу­мии опол­чился на Все­дер­жи­теля. Известно, что эта пер­вая ужас­ная брань кон­чи­лась низ­вер­же­нием Ден­ницы с неба. С тех пор Михаил не пере­стает рато­бор­ство­вать во славу Творца и Гос­пода вся­че­ских, за дело спа­се­ния рода чело­ве­че­ского, за Цер­ковь и чад ее. Когда архи­стра­тиг Михаил явился Иисусу Навину в воин­ской одежде и с мечом в руке, то на вопрос Иисуса Навина: «Наш ли ты, или от непри­я­те­лей наших?» - отве­чал: «Я вождь воин­ства Гос­подня, теперь при­шел сюда». Изоб­ра­жа­ется он все­гда в образе воина, попи­ра­ю­щего ногами дра­кона, то есть духа злобы, в руке его - копие или меч. Белая хоругвь, укра­ша­ю­щая верх копия его, озна­чает неиз­мен­ную чистоту и неко­ле­би­мую вер­ность анге­лов Царю Небес­ному, а крест, кото­рым окан­чи­ва­ется копие, сви­де­тель­ствует, что брань с цар­ством тьмы и победа над ним анге­лов совер­ша­ется во имя кре­ста Гос­подня, посред­ством тер­пе­ния, сми­ре­ния и самоотвержения.

Вто­рое место в ряду архан­ге­лов при­над­ле­жит Гав­ри­илу. Имя его в пере­воде с еврей­ского озна­чает «сила Божия». Он явля­ется про­воз­вест­ни­ком и слу­жи­те­лем все­мо­гу­ще­ства Гос­пода. Так, он воз­ве­стил о чудес­ном зача­тии Пред­течи Гос­подня пре­ста­ре­лыми Заха­рией и Ели­са­ве­той. Он при­нес бла­го­ве­стие Пре­свя­той Деве Марии о бес­се­мен­ном зача­тии Ею Самого Сына Божия. По мне­нию свя­тых отцов, этот архан­гел был послан для под­креп­ле­ния Спа­си­теля в Геф­си­ман­ском саду, для воз­ве­ще­ния Бого­ма­тери Ее успе­ния. Поэтому Цер­ковь име­нует его слу­жи­те­лем чудес и осо­бым слу­жи­те­лем тайн Божиих. Его изоб­ра­жают с рай­ской вет­кой, кото­рая была при­не­сена им Бого­ма­тери, с зер­ца­лом, све­чой или фона­рем в знак того, что Бог откры­вает себя только про­стым, сми­рен­ным и чистым серд­цам, кото­рые неуклонно смот­рят в зер­цало слова Божия и своей совести.

Имя тре­тьего архан­гела Рафаил озна­чает «исце­ле­ние Божие».. Он изоб­ра­жа­ется на иконе, как и свя­той вели­ко­му­че­ник и цели­тель Пан­те­лей­мон, - с вра­чеб­ным ков­чеж­цем в руках. Под видом чело­века архан­гел сопут­ство­вал Товии, исце­лил его отца и неве­сту, настав­лял его во всем. Остав­ляя это бла­го­че­сти­вое семей­ство, Рафаил ска­зал очень поучи­тель­ные слова: «Доб­рое дело - молитва с постом и мило­сты­нею… Ибо мило­стыня от смерти избав­ляет и может очи­щать вся­кий грех».

Посему, если хотим, чтобы архан­гел Рафаил помо­гал нам, избав­лял от скор­бен и болез­ней, надо быть мило­серд­ным, снис­хо­ди­тель­ным, надо тво­рить доб­рые дела.

Чет­вер­того архан­гела изоб­ра­жают с горя­щим мечом, направ­лен­ным от груди, а имя его Уриил, то есть «свет или огонь Божий». Как ангел света, он про­све­щает людей откро­ве­нием истин, полез­ных для них. Как ангел боже­ствен­ного огня, он вос­пла­ме­няет сердца любо­вью к Богу и истреб­ляет нечи­стые при­вя­зан­но­сти зем­ные. Заме­ча­тель­ный урок дал архан­гел Уриил бла­го­че­сти­вому, но слиш­ком любо­зна­тель­ному мужу Ездре. Когда он поже­лал узнать тайну боже­ствен­ного миро­прав­ле­ния, то архан­гел, не уходя от ответа, пред­ло­жил ему одно из трех - взве­сить пламя, ука­зать начало ветра или же вер­нуть про­шед­ший день. Ездра, есте­ственно, не мог ничего этого испол­нить, на что свя­той Уриил ска­зал: «…если бы я спро­сил тебя, сколько оби­та­лищ в сердце мор­ском, или сколько источ­ни­ков в самом осно­ва­нии без­дны… или какие пре­делы у рая, ты, может быть, ска­зал бы мне: “В без­дну я не схо­дил, и в ад также, и на небо нико­гда не вос­хо­дил”. Теперь же я спро­сил тебя только об огне, ветре и дне, кото­рый ты пере­жил, и о том, без чего ты быть не можешь, и на это ты не отве­чал мне. И ска­зал мне: ты и того, что твое и с тобою от юно­сти, не можешь познать; как же сосуд твой мог бы вме­стить в себе путь Все­выш­него?..» Истинно муд­рый урок всем любо­зна­тель­ным не в меру.

Пятый архан­гел - Села­фиил есть вер­хов­ный слу­жи­тель молитвы. Чистая и пла­мен­ная молитва может слу­жить душе, сохра­няя ее от враж­деб­ных сил. Но каковы наши молитвы? Слабы, кратки, нечи­сты, холодны. И Гос­подь, зная, сколь необ­хо­дима для нас молитва, даро­вал нам лик молит­вен­ных анге­лов с их вождем Села­фи­и­лом, чтобы они согре­вали наши хлад­ные сердца и подви­гали на молитву, вра­зум­ляли нас, о чем, когда и как надо молиться и воз­но­сили наши про­ше­ния к пре­столу Божию. Когда уви­дите, бра­тия и сестры, на иконе архан­гела, сто­я­щего в молит­вен­ном поло­же­нии, с опу­щен­ными вниз гла­зами и бла­го­го­вейно сло­жен­ными у груди руками, то знайте, что это Села­фиил. Под­ра­жайте ему в молитве и моли­тесь, чтобы он и нам даро­вал молит­вен­ный дух.

Шестой архан­гел - Иегу­диил, или «хвала Божия». Он ото­дви­гает нас к доб­ро­де­тели награ­дой веч­ных благ и защи­щает от коз­ней вра­гов, опол­ча­ю­щихся на нас, когда мы тру­димся для славы Божией. Его изоб­ра­жают дер­жа­щим в пра­вой руке венец - награду для воина, кото­рый за веру и оте­че­ство не щадит своей жизни. Венец - это награда для судей и пра­ви­те­лей, право судя­щим и пра­вя­щим; это награда для пас­ты­рей Церкви, пода­ю­щим доб­рый при­мер своим пасо­мым; это награда для всех честно и доб­ро­со­вестно тру­дя­щихся. В левой руке его - бич из трех вере­вок, пред­на­зна­чен­ный для вра­гов нашего спасения.

Седь­мой архан­гел Вара­хиил (то есть «бла­го­сло­ве­ние Божие») изоб­ра­жа­ется с розо­выми цве­точ­ками на одежде. Он - покро­ви­тель семей­ного сча­стья, житей­ского бла­го­по­лу­чия, раз­да­я­тель щед­рот Все­выш­него, зем­ных даров Божиих. Его бла­го­сло­ве­ния - всем честно тру­дя­щимся, тем, кто зани­ма­ется зем­ле­де­лием, тор­гов­лей. Но эти бла­го­сло­ве­ния Гос­подь нис­по­сы­лает через Сво­его архан­гела лишь тем людям, кото­рые через зем­ное ищут небес­ного, раз­дают мило­стыню, снис­хо­ди­тельны и справедливы.

Ближе всех к нам ангел-хра­ни­тель. Он при кре­ще­нии дается каж­дому чело­веку для хра­не­ния его, как ска­зано в псалме девя­но­стом: «Анге­лом Своим запо­ве­стъ о тебе, сохра­нити тя во всех путех твоих»! Не только у чело­века, но и у каж­дой церкви, у каж­дого города, деревни, селе­ния, народа, страны, госу­дар­ства есть также свой ангел-хра­ни­тель, содей­ству­ю­щий нашему спа­се­нию, и разве что грехи наши отго­няют его от нас. Если мы будем бороться про­тив гре­хов и молиться сво­ему ангелу, то, уми­рая, уви­дим его, и он поне­сет нашу душу через воз­душ­ные мытар­ства к пре­столу Божию, как ска­зал Гос­подь в притче о богаче и Лазаре.

В житии свя­того Андрея, Хри­ста ради юро­ди­вого, повест­ву­ется, что бла­жен­ный, про­ходя мимо неко­то­рых домов, оста­нав­ли­вался и бил по углам пал­кой, а у дру­гих - цело­вал углы. Его спро­сили, почему он это делает, и он ска­зал: «Я бью по углам тех домов, где живут бого­угодно, потому что в этих домах бесы уже не нахо­дят себе места и всё ждут по углам, не про­явится ли у бла­го­че­стиво живу­щих какая-либо сла­бость. Тогда они мигом набра­сы­ва­ются, вот их-то я и бью. А в домах, где живут нече­стивцы, бесы хозяй­ни­чают, ангелы же стоят по углам… Их то я и целую».

Доро­гие бра­тия и сестры, будем ста­раться жить в свя­то­сти и чистоте, и ангел-хра­ни­тель все­гда пре­бу­дет с нами. Не сле­дует забы­вать о наших небес­ных покро­ви­те­лях, ста­нем посто­янно и усердно молит­венно обра­щаться к ним, и они помо­гут нам стя­жать чистоту душев­ную, а к концу жизни - достиг­нуть тихой при­стани Хри­сто­вой - рай­ских оби­те­лей. Аминь.

Наверх