Соблюдение заповедей. (В неделю 12-ю по Пятидесятнице, 1907 г.)

Соблюдение заповедей. (В неделю 12-ю по Пятидесятнице, 1907 г.)

Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19:17).

Юноша, о котором рассказывает нынешнее Евангелие (Мф. 19:16–30), ищет пути жизни и спасения. Он желает быть совершенным, он хочет угодить Богу, он желает благоустроить не одну только земную жизнь тела, но и жизнь духа вечную. Он слышит многое об Иисусе Христе; народ рассказывает о нём, как о необыкновенном Учителе, как о Божественном Посланнике, как о великом Чудотворце; народ убеждён и верует, что Иисус Христос есть Тот Самый Мессия, Спаситель мира, о Котором говорил Господь Адаму и Еве по изгнании их из рая, о Котором, по воле Божией, предрекали все пророки.

И юноша решил обратиться со своими душевными запросами к Господу Иисусу. У евреев того времени было много учителей – законников и книжников; обыкновенно каждый такой учитель старался измыслить что-либо новое, неслыханное, какое-либо наставление особенное, которое отличало бы его от других учителей. Это привлекало к нему последователей, это увеличивало его известность и славу. Юноша ожидал, конечно, что и Спаситель, подобно другим учителям, скажет ему что-либо новое, особенное, какое-либо наставление необычайное. Он спрашивает Иисуса Христа; «Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» И получает самый обыкновенный ответ, такой ответ, какой он услышал бы от каждого священника при храме, от каждого простого верующего, от каждого, кто хоть немного читал и знал слово Божие, – ответ, какой он, конечно, слышал от своего отца и от своей матери. Ответ Спасителя гласил: «если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».

Удивился юноша такому простому ответу; он мог предположить, что Иисус Христос разумеет какие-то особенные свои собственные заповеди, и спрашивает: «Какие же заповеди?» Спаситель перечисляет те самые заповеди десятословия Моисеева, которые известны детям в школах: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать и люби ближнего твоего, как самого себя».

Что значит, братие, такое наставление Спасителя? И как его применить к нам?

Мы видим из слов Спасителя, что закон Господень всем известен, всем доступен, и что этот закон неизменяем. Что было хорошо вчера, хорошим останется навеки; что было дурно вчера, дурным останется навеки. Изменяется не закон Бога, а воля и разумение человека. До Христа понимали заповеди Господни по букве и по букве их исполняли, а Христос научил понимать их и исполнять по духу, самые же заповеди остались неизменными. И юноша в ответ на наставление и указание заповедей заявил, что он их все исполнил от юности своей. Оказалось, однако, что он их исполнил по букве, а не по духу.  Так, первая и вторая заповеди Божьего закона требуют от человека, чтоб он Богу одному служил, чтобы не делал себе других, ложных и земных богов, чтобы не имел для себя вместо Бога – идолов и кумиров. А юноша имел такой кумир, это – своё богатство. Различно человек относится к богатству: иной сам владеет богатством, не привязывается к нему, не порабощает ему своей души, не заменяет Бога и неба на богатство. Такому человеку богатство не вредно, такой человек из богатства путём милосердия, работы и помощи ближним сделает способ и путь угождения Богу и спасения души. А другой человек, напротив, сам подчиняется своему богатству и является не хозяином его, а сторожем и даже рабом. Такому богатство не во спасение, а в погибель. Такому нужно отказаться от богатства. Трудно это, но нужно и спасительно. Это – то же, что вино: оно невинно, даже полезно иногда для здоровья, но зато преступно пьянство. Один человек себе господин, и ему можно употреблять вино, он вину не раб, он ему не предаётся. А другой весь отдался вину; испил немного и уже не удержится, и стал пьяным и пьяницей. Такому человеку всякий его друг и благожелатель посоветует совсем не пить. Юноша именно оказался рабом своего богатства. Сердцеведец Спаситель видел это и посему, после заявления юноши о том, что он исполнил все заповеди, сказал ему: «Одного ты ещё не исполнил; если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мной». Что же юноша? Он отошёл от Христа с печалью, потому что у него было большое имение. Этим он показал, что заповедей Господних он настоящим образом не разумел и не выполнял. Кто выше всего ставит Бога, а не людей, небо, а на землю, тот на повеление Господа оставить имение не ответил бы отказом и не заменил бы Христа на богатство.

Итак, спросим опять: что же, заповеди Господни отменены? Нет, они вечны, неизменны, они обязательны для человека всегда, они так просты и доступны, так всем известны, что никто не смеет отказываться и оправдываться незнанием их.

Что же теперь сказать о современных нам мудрецах. Ныне в среде народа русского появились лжеучители, которые выше всего ставят именно богатство; они учат, что счастье человека – в обладании имениями и что для этого нужно отнять богатство у имущих, убивать богатых, разорять, поджигать, а если власти этого не позволяют, то идти и против властей бунтом. Юноша евангельский, если и оказался рабом богатства, то хоть по букве исполнял заповеди Господни, а эти новые лжеучители и по букве заповедей Господних не исполняют, ибо навеки сказано: «не убивай, не кради, почитай власть»... Путь нарушения заповедей Господних – это путь погибели. Всё на свете имеет свои законы. Если тело перестать питать, оно умрёт; если весной и летом не дать земле тепла и света, всё омертвеет, и жизнь прекратится; если в песок не положить извести и цемента, из песку одного не состроить дома. Даже звери имеют своего рода законы, а муравьи и пчёлы в этом отношении представляют пример труда, терпения, повиновения.

Заповедь Господня для людей – это питание души; без них душа будет мучиться голодом, отойдёт от Бога и умрёт для жизни в Боге. Заповедь Господня для людей – это тепло и свет жизни; без них всё умрёт, всё погибнет, всякая жизнь замрёт и расстроится. Заповедь Господня для людей – это связь их общежития; без них люди, как песок, рассыплются и не построят жизни семейной, общественной и государственной; без них люди окажутся хуже зверей и скотов и неминуемо погибнут. И для жизни земной, и для жизни вечной заповеди Божии – путь счастья и спасения. Трудно их исполнять? Да, трудно тому, кто не любит Бога, не любит и ближних. Но это уже не человек здоровый, а урод. Всем же вообще людям свойственно искать Бога, искать Его закон, стремиться познать Его волю, Его заповеди. Без этого человек чувствует себя одиноким сиротой в мире и существом несчастнейшим. Таким ищущим Бога – Бог Себя и Свою волю открыл и открывает в Своих святых заповедях. Им легко и отрадно по любви и усердию исполнять волю Божию, ибо они не рабы, а дети Бога, не по принуждению и насилию, а свободно служат Богу своею жизнью. Им Спаситель говорит: «Иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Мф. 11:30), – и они это чувствуют и испытывают в своей жизни.

Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди. Ты их знаешь. Полюби их; но и полюбить можешь, конечно, только, тогда, когда будешь на деле их соблюдать и исполнять.

Иного пути нет в жизнь вечную. Аминь.

Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).

Наверх