Снова о всенародном богомолении
Обращение к духовенству Пермской епархии
Высокий подъем духа народного проявился во дни нарочитого поста, молитвы и покаяния по призыву Святейшего Синода от 26 по 29 минувшего августа. В городах нередко храмы переполнялись в эти дни молящимися. Крестные же ходы местами собирали почти все городское население. Да утвердится это святое настроение в людях и впредь, чтобы милостив был к нам Отец Небесный.
Но не везде так было, отчасти по краткости времени для приготовления к тому, отчасти по занятости особенно сельского населения полевыми работами после продолжительных дождей. Где не было всенародного богомоления и покаяния в указанные дни по благословной вине, там и Господь не вменит в грех, только бы это было не от лености или небрежения и сознательного противления.
Тяжкие события времени всех одинаково зовут к Богу. Господь нас наказывает за наши беззакония и леность духовную. Между тем многие в малодушие приходят, вместо того, чтобы искать бодрости в молитве, в покаянии, в обращении к Богу. Эта нераскаянность и делает нас во тьме и холодной черствости пребывающими. Нас окружила сила темная, бесовская и заслонила свет от Солнца правды Христа Бога нашего. Наши небесные хранители – Ангельские Силы и Угодники Спасовы не имеют подступа к нам из-за сгустившейся над нами темной силы. Мы же и не ищем просвета к Богу, чтобы сильнейшие нас Ангелы и Святые помогали нам в тяжкой беде.
Вот где причина тяжких военных событий последнего времени. Сама Владычица со Святыми была над нашим воинством в первое полугодие войны, Ее видели и наши, и вражеские войска. А теперь Владычица отступила от нашего крестоносного воинства из-за нас, мирных граждан, в неблагоговении перед Богом пребывающих, только недовольство и даже злобу сеющих между собой. Конечно, имеет не малое значение на войне и измена, которую чинят и среди нас преспокойно живущие враги наши, и наша отсталость от неприятеля в военном снаряжении, и многое другое. Но все это сущие пустяки перед силой Божией, дающей силу духа к ней обращающимся. Испытайте хотя бы нашу родную историю: как в ничто Господь обращал все козни и всю силу вражескую, когда люди искали и находили себе помощь Божию. Обратитесь ко Мне, и обращусь к вам, – это раз навсегда сказал Господь, и пребывает верен Своему слову неложному.
Отцы и братие! Не престану и вам, и всем об этом говорить и напоминать. Ибо вижу ясно весь апокалипсический и мировой смысл настоящей для нас священной войны. Не только к славе, но прежде всего к полному духовному обновлению ведет Господь нас этой кровавой войной – всемирным бедствием, а через нас ищет обращения к Нему и всех народов мира и врагов наших, чтобы в нашей немощи и недостоинстве, но ради нашего всенародного к Богу обращения узнали всю силу Божию и преклонились перед ней. Царство Божие утвердить на земле Своей через огненное тяжкое испытание ищет Господь. Да явимся достойными такого высокого назначения для народов мира. Высоко несут свой героический подвиг наши крестоносные воины и мало не помышляя о высоте своего подвига. Но тем и нас они подвигают к высокому духовному подвигу перед Богом Промыслителем: да не явимся небрежными, да не будем и гордыми, заносчивыми, как это было с нами при удачах оружия нашего воинства, особенно при взятии Перемышля. Припомните: пока мы благоговейными и смиренными себя имели в первую половину войны, и Господь помогал нашему воинству, а когда мы после Перемышля зазнались и вознеслись, но не до Бога, а до начальника гордости, с тех пор и пошли неудачи на войне. Явный признак отступления от нас небесной помощи.
О сем не переставайте возвещать всем. Зовите всех и всякого к Богу. Умоляйте, побуждайте к молитве, к посту, к покаянию, к подвигу. Да смилостивится над нами Господь. Снова да приблизится к нам небо. Да будет с нами царица Небесная со всеми Ангелами и Святыми. Не переставайте говорить об этом дерзновенно и в церкви, и по домам, и на улицах, и в училищах. Как прекрасен был весь наш народ даже без различия верований и народностей, когда в благоговении, как священнодействие приняли и вели ниспосланную нам от Бога кровавую войну. И это не мечта и не мираж, а подлинно было в первое полугодие войны. Как бодро и духовно высоко и в скорби все чувствовали себя, весело работая по нуждам военного времени. Но это было и прошло. А на смену того пришли уныние, раздоры, споры, злость, самооправдание и осуждение других. Это все недобрый дух, тут не место Духу Божьему и Святыням Божиим. Возвратимся все и каждый к этому святому времени. Тот высокий подъем духа, то благоговение перед священнодействием Божьего Промышления было не наше, но от Бога дано нам, как милость в постигшем испытании. Мы того не сохранили, как невинный Адам не сохранил богодарованной своей чистоты. Но он плачем возвратил себе Рай Божий и оправдался перед Богом. Обратимся и мы к плачу, к покаянию, к молитве, к смирению, к подвигу. Так Адам воодушевился на бодрую жизнь перед Богом. Так все находили среди скорбей неиссякаемый источник бодрости и силы. Так поищем и мы того же, и Господь смилостивится над нами.
Призывая к этому всех своих соработников на ниве церковно-народной, предлагаю всем восполнить то, что по разным причинам местами не привелось устроить во дни всероссийского богомоления и покаяния. Назначьте для этого удобное время после рабочей страды, оповестите о том население своих приходов, посетите все поселки, воодушевленно и настойчиво говорите всем о всем вышеизъясненном, прочитывайте синодальное послание и мое воззвание о том, призывайте всех к нарочитой молитве и покаянию. И будет вам от Господа по вашей ревности и усердию. И возрадуетесь вы о народе своем, когда вместе с ним почувствуете себя и всех пред Богом и Бога посреди вас. О, какая сила духа Божия проявится тогда в людях немощных. И далеко во внутреннюю пустыню исчезнет вся нечистая сила, нас окружившая теперь. Да будет сие!
Возлюбленные! Исстрадавшийся народ Божий ищет нашего руководительства, ищет дерзновенного призыва к Богу. Исполним свой священнический долг для него. Явим, что соль благодати священничества не обуяла в нас, что мы знаем свое высокое пред Богом для людей служение на земле, равное ангельскому служению спасительному. Ибо людей мы к Богу приводим. Если же этого мы не делаем, то напрасно и священниками называемся, – как обуявшую соль, нас нужно выбросить вон, чтобы и места напрасно не занимали.
Да и иное знамение времени рассматривайте: смотрите, какая смута в умах человеческих идет теперь. Сбивают с толку народ Божий, как в тяжкие дни десять лет тому назад. Куда же этому народу обратиться за руководительством крепким и святым? У кого искать помощи, совета и вразумления? У отцов духовных. И будьте такими, чтобы при всех возможных испытаниях вы, и никто другой, были пастырями и вождями народной души. Об этом, может быть, приведет Бог в другой раз побеседовать подробнее.
Пермь. 4 сентября 1915 года, день святого пророка Моисея
и святителя Иоасафа Белгородского