Смысл тайны Креста. Слово в Великий Пяток. 1902 г.

Се висит на древе, иже повесивый землю на водах (Антиф. 15, служба в Вел. Пят. Утреня)

  Вот висит на кресте Тот, Кто повесил землю на водах, т. е. Господь Вседержитель, создавший всемощным словом Своим небо и землю и всесильною дланью содержащий всю безмерную тварь видимую и невидимую.

  Какое с одной стороны уничижение, бесчестие, немощь, страдание, скорбь смертельная и смерть! С другой – какое страшное, несравненное величие, всемогущество, великолепие, безмерная благость, бесконечная святость и правда, взыскующая от всех разумных тварей правды и истины, – и Своими Богочеловеческими страстьми искупающая и потребляющая все неправды человеков за веру и покаяние!

  Вникнем в смысл Таинства крестного.

  По безмерной благости Господь создал человека с безмерно-великими преимуществами перед всеми земными тварями, по образу и подобию Своему, одарив его разумною, свободною, бессмертною душою, вступив с ним в завет веры и хранения заповедей Божиих. За соблюдение их обещано человеку вечное блаженство на небесах. Первым человекам предстоял искус – исполнение данной легкой заповеди; постепенное исполнение ее должно было укрепить все силы человека – разум, сердце и волю – в повиновении Творцу, – и убедить Адама и Еву в необходимости повиноваться Творцу для блага их и потомства, и предохранить от пропастей и бед своеволия и неповиновения.

  Завет дерзновенно и неблагодарно был нарушен первою четою и страшная порча греха и тления заразила Адама и Еву, и – так как они носили в чреслах весь род человеческий, от них происшедший, то эта зараза перешла и во все человечество, – как и видим это доселе на себе и на всех людях. Через нарушение завета человечество отринулось от Бога, Источника жизни, поработило себя врагу Божию, врагу всякой правды и истины, сочеталось, срастворилось с всезлобным и вселукавым естеством диавола, подверглось проклятию Божию и временной и вечной смерти.

  Но, так как падение первых человеков было не ими измышлено, а существом падшим, бестелесным и разумным, сильным в злобе и лукавстве – диаволом, и свершилось по обольщению от него неопытной первозданной четы, и потому не было так глубоко, как падение Денницы, то правда и милость Божия допускали восстановление и искупление падшего человека и возведение в первую доброту и достояние, – и в предвечном Совете Божием было определено – искупить падший человеческий род через воплощение Сына Божия и содеяния Им всей правды Божией, через Его искупительные, добровольные крестные страдания, через Его вольную смерть за виновных, и – по безмерной благости Своей и состраданию к падшим – Он принял на себя тяжкое бремя искупления и сказал Отцу Своему: се, иду сотворити волю Твою, Боже.

  Вот величайшая и спасительная Тайна Креста! Вот объяснение, почему висит перед очами нашими Тот, Кто повесил землю на водах, Кто держит дланью руки Своей небо и землю, Кто сотворил все светила небесные и дал твердые законы всем звездам.

  За безмерные грехи человеческие принесена безмерно – великая Жертва, за продавшихся врагу – диаволу – бесконечно великий выкуп – добровольные страдания во плоти Самого Жизнодавца и смерть Безгрешного. – Спросите: как мог страдать безгрешный и бесстрастный Богочеловек и умереть – непричастный ни единому греxy? Ведь страдания свойственны грешному человеку и смерть не может иметь власти над безгрешным, так как смерть есть следствие греха и наказание за грех – оброки греха смерть145, говорит святое Писание. – Но Христос страдал не Божеским естеством, которое не подвержено страданию, а человеческим, – и умер телом, а не Божеством, и принял страдания и смерть добровольно, для искупления нашего и для победы над всеродною смертью человеков, иначе страдания и смерть не могли бы коснуться Его Богочеловеческой души и тела.

  О, глубина премудрости и разума Божия в искуплении падшего человека! О, безмерная любовь Божия к миру грешному! Теперь то благовременно принести Боговдохновенные слова евангелиста Ионна Богослова: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную... Ибо верующий в Сына не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия.

  Теперь мы все верующие в Него – язвами Его исцеляемся по слову пророка Исаии, от лютой, злокачественной, смертной язвы греха, и, как странствовавшие в пустыне Аравии иудеи, уязвленные змеями за ропот свой на Бога, исцелялись, когда взирали с верою на повешенного на древе медного змия, – так и мы всякий раз исцеляемся, когда уязвленные каким-либо грехом, с верою и покаянием прибегаем к Распятому на кресте, пребывающему с нами невидимо до скончания века и осязаемо – в Св. Тайнах – Плоти Своей, за нас ломимой и в Крови, за нас излиянной на Кресте: ибо эта таинственная Плоть и Кровь – одно и тоже с плотию и кровию Христа, что были видимы на Кресте. – Чем мы можем воздать Тебе, Христе Боже, за нас пострадавшему и нас искупившему Крестом и смертию Своею? – Какое благодарение принесем? Все что мы имеем – Твое дарование, кроме греха.

  Но, посмотрим, как современное человечество относится ко Христу и ко Кресту или – возьмем меньший кругозор: как русские люди или – так называемые – интеллигентные люди относятся ко Христу и к его Церкви, которую Он возлюбил вечною любовью и Себя предал за нее, и в Которой положил все сокровища и все залоги любви Своей, все спасительные сокровища благодати Духа Святого, сокровища истины, правды, искупления, освящения, обновления, силы, обожения и бессмертия? – Большинство – с полным пренебрежением, в меньшей степени – с равнодушием, а то многие даже вооружаются ненавистью и хулою на Св. Церковь и служителей Ее; а живописное художество, по мысли и внушению известного богоотступника и богохульника Льва Толстого, дерзнуло изобразить Христа на картине во весь рост не Богочеловеком, а простым человеком, и выставляло ее на позорище для всех, точно как на Голгофе иудеи повесили Христа, пригвожденного на кресте. – Каково же современное русское интеллигентство, отрекшееся от Христа вместе со своим лжеучителем? Не есть ли это новое Голгофское поругание современное нам и можно ли в виду Голгофской Жертвы воздержаться от публичного обличения современных богохульников и отщепенцев от Христа и от Церкви, покушающихся на ниспровержение престолов царских, и Церквей Божиих, и на убиение верных слуг царских, на преданных сынов церкви и отечества? И мы смело обличаем это безверие и безумство, – это современное бешенство неистовой и буйной молодежи, именуемой образованною, но нимало невоспитанною в правилах веры и христианского благочестия и гражданской чести и доблести. Господь видит все совершающееся в нашем отечестве, как и на всей земле и уже скоро изречет праведный суд Свой на дерзких и  вероломных, дышущих злобою и убийством на всех честных служителей церкви, царя и отечества.

  Господи! Да возопиет Кровь Твоя против всех крамольников, и да воздаст им праведным отмщением! Но если они способны еще к вразумлению, вразуми их: – не ведят бо что творят. Аминь.

Наверх