Смысл искушений в пустыне
Три искушения в начале евангельской истории являют возможности мессианского служения, которые Господь отверг. По окончании искушения «диавол отошел от Него до времени», как об этом свидетельствует евангелист Лука (4:13). В третьем Евангелии все земное служение Христово понимается как борьба с сатаною. Когда Семьдесят, посланные Господом на проповедь, вернулись к Нему с отчетом о своих трудах, Он засвидетельствовал перед ними, что «видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18). Исцеляя скорченную женщину, Господь знал, что в течение восемнадцати лет она была связана сатаной (Лк.13:16). Подвиг Страстей в Евангелии от Луки тоже понимается как борьба Христа с сатаной. Предательство Иуды было делом сатаны (Лк.22:3). С предельною ясностью это понимание развивается у Иоанна (Ин.13:2, 26–30). Страдание учеников в последовании за Учителем, по слову Христову, сохраненному евангелистом Лукой (Лк.22:31), есть тоже дело сатаны. Если все земное служение Христово было борьбой с сатаной, то, искушая Его в начале служения, сатана поставил перед Ним те возможные осуществления мессианства, которые неизбежно привели бы к его искажению. В трех пустынных искушениях Господь отверг служение материальным ценностям искушение хлебом, искание мирского могущества искушение властью, и торжество мессианской идеи на путях не любви, а духовного насилия искушение чудом. Эти три возможности вновь и вновь вставали перед Господом в дни Его земного служения. Их отвержение в искушении и было для евангелистов как 6ы осмыслением всего Его служения, осмыслением в аспекте отрицательном: чем не было и не могло быть служение Христово. Врачуя немощь телесную, проявляя власть и творя чудеса, Господь не в этом полагал цель Своего служения. Его служение было созиданием Царства Божия. По преодолении искушения Он и выходит на служение.