Смысл и поучение церковного анафематствования. (Поучение в неделю Торжества Православия. 1907 г.)
Тяжкой и опасной дорогой идёт путник. Путь его поднимается в гору, местами становится настолько узким, что кажется, будто дорога совсем преграждается каменными глыбами. А справа и слева то и дело открываются глубокие пропасти, страшные бездны, бездонные, ужасающие. Один неосторожный шаг, одно неосторожное движение, особенно в темноте, – и путник стремительно падает в пропасть и гибнет неминуемо.
Но чья-то рука везде на пути поставила шесты, надписи, фонари; везде, где дорога суживается, – читай надпись с предупреждением об опасности, с указанием, как её избегнуть. А где есть опасность поскользнуться, оступиться упасть в бездну, поставлены также надписи с указанием и с предупреждением, какой стороны пути нужно держаться, поставлены и фонари, ярко освещающие дорогу, чтобы путник и ночной порой, в темноте знал, куда и как ему идти уверенно, в полной надежде достигнуть цели путешествия.
Скажите, какая рука трудилась над этой дорогой, расставляла предупреждающие знаки и надписи, зажигала фонари, предохраняла путников от погибели? Любящая это рука, или злобная? Благодарить её нам нужно, или бранить и осуждать за стеснение свободы путника на дороге, – той свободы, которая ему принесла бы неминуемую гибель? Думаем, что двух ответов на эти вопросы быть не может: то была добрая, любящая рука; благодарить её нужно, а не бранить, не осуждать.
Путник – это христианин, идущий к царству Божию и вечному спасению. Тяжёл его путь и исполнен он многих опасностей. Соблазны, неверие, неправоверие стоят на дороге; он может уклониться в гибельную ересь, он может исказить собственными мудрованиями небесную истину. Один неосторожный шаг в сторону от правого пути веры, – и пред ним пропасть. Неправая вера есть и неправая жизнь; мудрование в вере есть и суемудрие жизни. Страшно удалиться от истины, ибо это значит удалиться от Бога, от Вечной Правды и погибнуть духовно навеки. Но христианин не одинок на пути своём. С ним любящая мать – Церковь Христова. Она указала и указывает опасные места, она блюдёт путника в дороге, она предупреждает его, где опасность.
Ты слышишь учение о том, что Бога нет совсем, или что мир произошёл случайно, сам собой, а не сотворён Богом; ты слышишь учение, что Бог не в трёх лицах; тебе говорит еретик, что Сын Божий не равен Богу Отцу; тебе внушают мысль, что можно спастись только верой без добрых дел. «Анафема этим учениям», – так предупреждает Церковь. Это – не христианство, это – не правая вера, это – не правильный путь, это – дорога к гибели.
Тебя уверяют, что можно спастись без Церкви, без её руководства, без таинств, подаваемых от Духа Святого, без обрядов, без молитвы святых... «Анафема таким учениям», – опять говорит, предупреждая тебя, Церковь; не ходи во след таких учений: они намеренно тебя отводят от истины, от Матери-Церкви, чтобы легче тебя погубить беззащитного, лишённого руководства.
Тебя уверяют, что нет ни Промысла Божия, ни откровения Бога людям; тебе говорят, что нет общения живых и мёртвых, что не нужно и поминать умерших, что нет и загробной жизни, что одна участь у человека со скотом, что человек после смерти не воскреснет, не будет иметь ни жизни, ни сознания, не будет над ним и суда Божия... «Анафема таким нечестивым учениям», – возглашает вслух всех верующих Церковь. Это – принижение человека до животного, это – смерть для духовной жизни человека, это – худшее из всех видов нечестия, разрешающее человека от всех и всяких нравственных обязанностей и толкающее его на путь страстей и пороков и полного озверения.
Тебе говорят лжеучители: «нет нравственного закона; нет власти; можно идти бунтом и насилием против всех стеснений, против всех порядков жизни, можно-де идти бунтом и против царей, ибо они сами собой, а не Богом поставлены». «Анафема» – анафема таким пагубным учениям, говорит Церковь Христова. Это – не христианское учение; это – разрушение всякой жизни, всякого общества; это может измыслить и повторить только самый злой и коварный враг всего доброго, враг человечества.
И в опровержение всех этих нечестивых учений, в ограждение верных чад своих от соблазна, в устрашение лжеучителей, ещё не окончательно утерявших голос совести и послушания Богу и Его откровенному закону, святая Церковь в нынешний день, по тысячелетнему своему обычаю, возглашает анафему, осуждение и отлучение всем отступникам, еретикам, соблазнителям, всякому неверию и зловерию. А в назидание верных св. Церковь возглашает пред всеми символ святой и неповреждённой, чистой нашей православной веры, и запечатлевает его словами: «Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди». И тут же возглашается вечная память всем ревнителям православия, всем просиявшим в правоверии, всем крепким в православии, всем, кто словом, делом, жизнью, проповедью, властью способствовал торжеству в мире святой православной Церкви. Торжественный этот чин Православия совершается высшими священноначальниками – епископами; мы же духом участвуем в этом священнодействии, прилепляясь сердцем к православию и страшась даже мысли об отпадении от него и о повреждении чистоты свято-заповеданной нам веры.
Что же? Вражду или злобу заповедует этим Церковь Божия ко всем отступникам православия? Погибели им желает? Призывает на них громы и казни небесные? Ненавистью питает сердца верующих?
Нет! Скорбно она молит Господа об умирении мира, о смягчении душ и сердец, отступивших от веры, желает им спасения, зовёт их возвратиться в спасительную ограду Церкви. И здесь, следовательно, как и в предупреждении верных чад своих от опасности и гибели, мы слышим тот же любящий голос, мы видим ту же любящую руку Церкви Христовой. Но никакая любовь не может сломить ожесточения и упорства тех, которые вступили на путь дьявола. Сей человекоубийца не устыдился даже любви Бога, Иуда не постыдился Христа. К прискорбию, бывают у людей состояния закоренелости и озлобленности, которые не уступают и любящему голосу Церкви. Такие люди – погибшие люди. Сам Спаситель, Воплощённая Любовь, сказал о них, что им нет прощения ни в сей жизни, ни в будущей. Св. Церковь не может чёрное называть белым и белое – чёрным. Таких упорных и озлобленных грешников и отступников она, предавая анафеме, отлучению, так и именует отлучёнными от Церкви, стоящими вне спасения. Не по жестокости она делает это, а только свидетельствует об истине; не погибели желает грешнику; напротив, называя грех – грехом и неправду – неправдой, она скорбит о погибающих и молится о них. Сами грешники, сами отступники, а не кто-либо иной отлучаются от Бога, от Церкви и от вечной жизни.
В сей день Православия мы, сыны православия, усугубим молитвы о мире всего мира, о благосостоянии Церкви Божией, о соединении всех, об искоренении всех расколов, ересей и отступств. В сей день Православия мы, сыны православия, усугубим и возгреем в сердцах преданность св. православной вере, св. православной Церкви, её учению, её заповедям, её пастырям и всему богоучреждённому её строю. Она, святая православная вера, спасала отцов наших, она – и наше спасение.
Сия вера истинная, сия вера православная, сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера вселенную утверди! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).