Смерть души и воскресение. 1904 г.
Среди церковных молитв есть одна, которая служит живым и назидательнейшим поучением в настоящий воскресный день.
Она знакома всем усердными богомольцам и читается в умилительном акафисте Господу Иисусу: «Видя вдовицу, зельне плачущу, Господи, якоже тогда, умилосердився, сына ея, на погребенье несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися, Человеколюбче, и грехами умерщвленную мою душу воскреси»… (Конд. 2-й).
Об этом именно чуде воскрешения сына вдовы сегодня мы слышали в Евангелии. Таким образом, указанная сейчас молитва церковная, как видите, братья, переносит наше внимание от смерти и воскресения тела к смерти и воскресению души. Но могут спросить: разве может душа умереть так точно, как тело? И что значит воскресение души? Разумеется, душа не может разложиться и истлеть, как тело; душа, по существу своему, бессмертна. Но ведь и тело по смерти своей не уничтожается совершенно, и части, его составлявшие, после смерти тела по-прежнему продолжают существовать в мире в виде земли, воды, пара и проч. Однако, части эти перестали быть телом, которое потеряло по смерти свой вид, свои силы и свое назначение. Умерло тело; по-видимому, - по крайней мере это должно сказать о первых днях после смерти, - остается все прежнее: та же голова, те же глаза, уши, руки, ноги... Но глаза не видят, уши не слышат, руки не двигаются, и мы говорим: это труп, мертвое тело, потому что оно не выполняет своего назначения. Представьте себе человека в столь глубоком обмороке, что все сочли его за мертвеца, стоит, однако, ему открыть только глаза или поднять руку, и все признают его живым, ибо тело его исполняет свое назначение, следовательно, живо, а не мертво.
Применим сказанное к душе. Душа создана по образу Бога и всегда к Нему стремится. Как тело ищет пищи и питья, так душа ищет свойственного ей духовного питания: она ищет Бога, стремится к правде, к добру, к святости. Как тело мучится от голода и жажды, так душа страдает и мучится без сродной ей пищи, без веры и добродетели. Как в теле мучения голода и жажды можно на время, только на время успокоить и обмануть, что нередко и делают сильно голодные люди, проглатывая вместо хлеба что-либо непитательное, вредное - бумагу, тряпки, даже землю, или выпивая во время жажды на море соленую морскую воду: так и душу можно занять вместо истинной ее пищи - веры, молитвы и добрых дел - удовольствиями и забавами пустыми или греховными. И, наконец, как тело без правильной и здоровой пищи, хотя бы и заменяемой указанными вредными веществами, все-таки непременно умрет, так и душа без Бога, без веры, без молитвы, без слова Божия и добрых дел вянет, делается безжизненною и как бы умирает; она не исполняет своего назначения и в этом смысле умирает.
Вот почему людей грешных и забывших о Боге и Спаситель называет мертвецами: «Предоставь, - говорил Он одному Своему последователю, - предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди и возвещай царствие Божие» (Мф. 8, 22; ср. Лук. 9, 60). Но это состояние души человека не безнадежно; она может ожить и воскреснуть. Поэтому и апостол, обращаясь к грешнику, призывает его: «востани спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14). Лишь только душа сознает тщету и неправду греха и пагубность удаления от Бога; лишь только она обратится к молитве, к Слову Божию и доброй жизни; лишь только она вступит в общение с Искупителем в таинствах и коснется благодати Божией: она вдруг исполняется чудных неведомых и невидимых могучих сил, и из мертвой делается живою, ибо исполняет свое призвание и свое исконное назначение.
Итак, хотя воскрешением сына вдовы Господь Иисус Христос уверяет нас прежде всего в истине всеобщего воскресения и поучает нас готовиться к нему, но и ранее этого воскресения, еще живя в теле и на земле, мы должны, братья, стараться оживлять наши души и, если они умирают или умерли, воскрешать их от мертвых. Чем оживлять и воскрешать? Общением с Богом, первообразом души и источником ее жизни, истиною и добром, этою пищей нашего духа. Общение же с Богом - в молитве; истина же - в вере и слове Божием; добро же - в святой жизни и последовании слову Божию при помощи благодати Господней. Воскрешение же души после греховной смерти дает нам покаяние тайное ежедневное перед Богом и явное в определенное время пред Церковью и ее служителем. А без всего этого, грешник, ты услышишь грозное слово Господа,записанное в Откровении: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв... Вспомни, что ты принял... и покайся»... (Апок. 3, 1, 3).
Но как воскресший телом не захочет умирать, так и душою воскресший от греховной смерти иди к жизни, к Богу, к истине, к добру и святости, а не к смерти и диаволу. Велика и неизмерима милость Божия, и нет греха, ее побеждающего: но милость Божию обращать в повод и поощрение ко греху, в беспечность, распущенность и легкомыслие, это - кощунство, безумие и оскорбление Божества. А Бог поругаем не бывает... (Гал. 6, 7).
Видя вдовицу, зельне плачущу, Господи, якоже тогда, умилосердився, сына ея, на погребенье несома воскресил еси; сице и о мне умилосердися и грехами умерщвленную мою душу воскреси, Человеколюбче! Аминь.
Источник: Протоиерей Иоанн Восторгов. Полное собрание сочинений, Т. 1-5. - СПб: Царское дело, 1995. – Т. 2, с. 424-427.