Служение ап. Петра и Павла в Риме
После смерти Павла с Римской Церковью был связан ап. Петр. Мы не знаем точной даты прибытия его в Рим. Неупоминание его в Павловых Посланиях из Рима до 2Тим. включительно заставляет думать, что его не было в Риме, когда Павел составлял эти Послания. Из молчания Рим. мы вывели, что Петр не работал в Риме и до того времени, когда Павел впервые вошёл в сношения с Римской Церковью. Не было его в Риме и в тот момент, когда Павел прибыл туда в узах (Деян.28:15). Из сопоставления этих данных вытекает заключение, что до смерти Павла ап. Петр в Рим не приезжал. С другой стороны, древнее предание единогласно свидетельствует, что Петр умер в Риме. Уже Тертуллиану было известно, что он был распят на кресте. Так получило исполнение слово Христово, сохраненное в конце Евангелия от Иоанна (Ин.21:18–19). Если Петр, как и Павел, пострадал при Нероне, то его смерть естественно относить к новой вспышке гонения в 67, самое позднее в 68 г. Таким образом, служение ап. Петра в Риме началось не ранее 64 г. и окончилось не позже 68 г. К этому времени и относится составление двух его Посланий, которые вошли в состав новозаветного канона. Но с Римской Церковью и с деятельностью ап. Петра связано также Евангелие от Марка. Есть основание думать, что в Риме возникло и малое Послание Иуды. Эти четыре книги и являются в Новом Завете памятниками Римской Церкви.