Служение ап. Павла единству Церквей
Но служением ап. Павла достигалась и непосредственная связь языческих Церквей друг с другом. Достаточно вчитаться в обращения его Посланий и в те приветы, которые стоят в конце Посланий. Так, напр., к Церквам Галатийским – во множественном числе! – ап. Павел обращается от имени своего и находящихся с ним братьев (Гал.1:1–2). Как думают многие современные исследователи, он был в этот момент в Македонии, должно быть, в Филиппах. В 1Кор., находясь в Ефесе, он посылает своим читателям привет от Церквей Асийских, особо от Акилы и Прискиллы с домашней их церковью, и от всех братьев (1Кор.16:19, 20). В Послании к Римлянам, среди которых он никогда не был, он приветствует поимённо тех членов Римской Церкви (ср. Рим.16:3–15), которых знает лично или понаслышке – и затем посылает привет от «всех Церквей Христовых» (Рим.16:16). Как уже было замечено, апостол был занят в это время сбором в пользу Иерусалимской Церкви, и представители Церквей из язычников находились при нём. «Все Церкви», в лице своих представителей, и приветствуют Римскую Церковь. Очень вероятно, что отдельные имена этих представителей названы в Рим.16:21–23. В дни своих уз, в Послании к Филиппийцам, ап. Павел к своему привету тоже присовокупляет привет от «находящихся с ним братьев», а также от «всех святых, а наипаче из кесарева дома» (Флп.4:21–22). Под братьями он, очевидно, разумеет своих сотрудников. «Все святые» – это члены Римской Церкви, среди которых Павел особо отмечает присутствие христиан из «кесарева дома» – надо полагать, из императорской челяди. В Послании к Филиппийцам римские христиане подают руку общения филиппийским христианам. Можно привести и другие примеры.