Проповеди на праздники:

Слово за Божественной литургией в Патриаршем соборе святого великомученика Георгия на Фанаре. 5.07.2009 г.

Слово за Божественной литургией в Патриаршем соборе святого великомученика Георгия на Фанаре. 5.07.2009 г.

Преосвященные архипастыри, досточтимые пастыри, боголюбивая братия этого святого Патриаршего храма, братия и сестры!

Ваше Святейшество, возлюбленный о Господе Собрат и Сослужитель!

Сегодня произошло важнейшее событие в нашем посещении Святейшей Константинопольской Церкви — совместное служение Божественной литургии и причащение Святых Тела и Крови Господних, наше единение во Святом Духе. Действительно, жизнь Церкви Христовой сосредоточена вокруг Евхаристии, в ней получает завершение, в ней же церковная жизнь черпает и силу. Следуя заповеди Господней, мы вспоминаем Его искупительный подвиг и, разделяя одну Евхаристическую трапезу, становимся поистине одно тело и один дух с Господом (ср. Еф. 4, 4; 1 Кор. 6, 17), теснейшим образом соединяясь и друг с другом. И если, идя на смерть за нас, Спаситель молился о том, чтобы Его ученики были едино, как и Сын со Отцем суть едино (Ин. 17, 22), то как усердно надлежит всем нам, последователям Христовым, заботиться о сохранении единства между собой! А сослужение Предстоятелей Поместных Православных Церквей служит ярким проявлением этого единства.

Пребывание в кафедральном граде Константинопольского Патриархата вызывает у нас чувства, которые затрагивают душу и очень волнуют. Мы с благоговением взираем на величайшие святыни Православия. Перед нами воскресают важнейшие события церковной истории, происходившие на этой земле. Оживают образы из богослужебных последований, неразрывно связанные с Константинополем. Вспоминается чудесное предстательство Богоматери, не раз защищавшей Свой Город от нашествия иноплеменников. Приходят на память события, связанные с Крещением Руси.

Особую радость я испытываю от встречи с живыми носителями многовековой традиции в лице стойких в вере и памяти своих предков чад Святейшей Константинопольской Церкви во главе со своим Отцом и Патриархом. Невзирая на исторические катаклизмы, имя Христово продолжает святиться в этом Граде и в этом святом храме. Мы благодарим Бога, сподобившего нас найти Святейшую Церковь Константинополя в мире и благодати Божией, а ее Предстоятеля — в добром здравии и крепости духа.

В этот день еженедельное празднование Воскресения Христова соединяется в календаре Константинопольской Церкви с памятью преподобного и богоносного отца нашего Афанасия Афонского. В том, что наше сослужение пришлось на память столпа афонского подвижничества, нельзя не увидеть символического смысла, ведь правила монашеского общежития, положенные преподобным Афанасием для основанной им Великой Лавры, повлекли за собой расцвет святогорского монашества. Через пять десятилетий после блаженной кончины аввы Афанасия русский афонский постриженик преподобный Антоний возвращается на Русь и становится основателем другой великой лавры, именуемой сегодня Киево-Печерской.

С киевских холмов, от святой Лавры началось распространение монашеской традиции на всю Русь. Как и на Афоне, монастыри на Руси становятся не только местом духовного подвига монашествующих, но и настоящими духовно-просветительскими центрами. В них переписываются и хранятся книги, а духоносные подвижники, достигая совершенства, служат миру как опытные духовные наставники и проповедники Евангелия Христова, защитники веры православной и единства Церкви.

Вот и сегодня в России, на Украине, в Белоруссии и других странах, духовно окормляемых Московским Патриархатом, именно монастыри являются средоточием заботы о хранении веры и единстве нашей Церкви.

Через богатейшую монашескую традицию Русская Церковь восприняла от Византии и богослужебные уставы — сначала Студийский, а затем Иерусалимский, который до сих пор используется в ее монастырях и приходах. По образу и подобию византийских песнопений были написаны службы русским святым и другие виды священных текстов. Греческие мастера были первыми учителями русских иконописцев. Древнерусское церковное пение также испытало на себе влияние византийской школы. Становление русского богословия связано с трудами братьев Софрония и Иоанникия Лихудов, основавших первую высшую духовную школу в Москве — Славяно-греко-латинскую академию, от которой почерпает свое преемство и нынешняя Московская духовная академия.

Во всех сферах церковной жизни мы видим проявление общей традиции, неразрывно связывающей Церковь Константинопольскую с ее некогда Дочерью, а ныне равночестной Сестрой, Церковью Русской. Наше общее предание является прочной основой для совместного свидетельства перед лицом современного мира. В условиях, когда религия вытесняется на обочину общественной жизни, когда стирается само понятие греха, подвергаются радикальному пересмотру традиционные нравственные ценности, а в основу хозяйствования ставится принцип наживы, мы должны объединить усилия в отстаивании евангельских норм и выработке общеправославного ответа на вызовы времени.

Ваше Святейшество!

Сегодня, в благознаменательный день нашего сослужения, мы от всей души желаем всем чадам Святейшей Константинопольской Церкви, живущим как в этом городе, так и в других городах и странах по всему миру, помощи Божией, крепости духа и мира Христова. Благодарим Вас за радушное гостеприимство на этой благословенной земле. Молитвенно призываем святых угодников Божиих на помощь Вам в Вашем высоком патриаршем служении.

Проповеди на праздники:

Наверх