Слово за Божественной литургией в Духов день, 8.06.2009 г.

Слово за Божественной литургией в Духов день, 8.06.2009 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Повеждь Церкви; аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18:17). Вот эти наполненные огромным смыслом слова мы только что слышали в Евангелии. Господь призывает обличать человеческую неправду не путем борьбы или интриги, а путем открытого и честного противостояния. Если кто заблуждается, обличи брата твоего; если не послушает — при свидетелях сделай это; а если и при свидетелях не послушает — скажи Церкви. Если же Церковь не послушает — тогда буди тебе якоже язычник и мытарь.

Почему же такой высокий авторитет у Церкви? Сегодня, в наше непростое время, этот вопрос далеко не праздный. Мы, верующие люди, знаем, почему так, но для мира это не очевидно, и мнение Церкви в современном мире — это одно из мнений, которое существует, к которому можно прислушаться, а можно и не прислушаться. И в сознании современного человека Церковь убедительна настолько, насколько убедительна ее аргументация. А если нет аргументации? Если Церковь не способна в силу исторических причин к интеллектуальной поддержке своего свидетельства? Ведь совсем недавно так и было. Уничтожили всех богословов, ярких проповедников, выдающихся иерархов. Церковь было ослаблена. По своей человеческой силе она не могла конкурировать с силой могущественного государства; а по своим интеллектуальным способностям не могла конкурировать с множеством институтов, которые работали для того, чтобы идеология стала сильнее и чтобы сильнее было воздействие этой идеологии на умы людей.

В чем же сила Церкви? Сегодняшний день, когда мы прославляем Святаго Духа, и дает нам возможность поразмышлять с вами о подлинной силе Церкви. Святой Дух — Бог, присутствующий в современной человеческой истории. Сын Божий завершил Свое пребывание в истории славным вознесением Своим. Святой Дух — это Бог, пребывающий в человеческой истории, но особым образом Святой Дух пребывает в Церкви. Сила воздействия Духа Божьего на Церковь заключается в том, что Он таинственно для нас, мистически, непознаваемо, но реально делает Церковь продолжательницей дела Спасителя; членов Церкви — соучастниками всего того, что Господь совершил: Его рождения, жизни, проповеди, страданий, смерти, Воскресения, на небеса восхождения, одесную Бога и Отца седения, второго и славного паки пришествия. Силой Святого Духа то, что совершил Господь, актуализируется по отношению к каждому человеку, когда бы он ни жил и где бы он ни жил. Если так, то Таинства Церкви — это и есть актуализация исторических событий, через которую каждый из нас становится соучастником того, что совершил Христос. В Крещении мы не просто вспоминаем мысленно — мы соучаствуем в смерти и воскресении Спасителя, и никто из нас не может ответить, как это происходит — это тайна, почему и Крещение именуется Таинством. В Миропомазании актуализируется Пятидесятница, сошествие Святаго Духа на апостолов. Как тогда они получили дар языков, так и в день нашей собственной Пятидесятницы, когда совершается над нами Таинство Миропомазания, мы получаем дар Святаго Духа.

А что означает дар Святаго Духа? Те, кто получил дар Святаго Духа в купели Крещения, затем стали сбрасывать кресты, закрывать храмы, отрекаться от Бога и уничтожать веру. Нередко тот, кто ныне получает дар Святаго Духа, никогда больше в храм не приходит и живет так, как будто и Бога нет. Что означает этот дар Святаго Духа? Это что, автоматическое воздействие Божественного всемогущества на человеческую природу? Это что, некое программирование человека на добро? Совсем нет. Дар Святаго Духа — это замыкание цепи между человеком и Богом, той самой связи, которую мы называем религиозной связью; и в момент этого замыкания, когда к телу человека прикасается облагодатствованное святое миро, он получает Божественную энергию, Божественную благодать, и цепь замыкается.

Это не значит, что благодать всегда будет с ним — своими грехами, своим несовершенством, своим богоотступничеством человек исторгает из себя эту благодать; но даже самый страшный грешник и богоотступник сохраняет возможность обрести благодать Божию, потому что эта цепь, этот канал связи не разрушается никаким грехом, кроме греха хулы на Духа Святаго. На этом основывается все спасительное действие, которое осуществляет Церковь. Она призвана возрождать к жизни вечной, через сообщение благодати Духа Святаго, даже самых оступившихся грешников — но не только. Повеждь Церкви; аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь — не потому что наличная историческая Церковь является носителем некой огромной человеческой мудрости, а только потому что Церковь, какой бы она ни была — сильной, могущественной, слабой, гонимой, распятой, поруганной — хранит в себе дар Святаго Духа. Потому что над ней произошла та Пятидесятница, последствия которой не могут быть исторгнуты никакими человеческими, историческими обстоятельствами и никаким человеческим грехом. И как вместилище Духа Святаго Церковь обладает истиной. Мы все — в первую очередь служители — должны с величайшим смирением воспринимать эту реальность. Наши слова могут быть убедительны, слово Церкви может быть настолько сильным, что способно менять человеческую историю. И не потому, что мы сильны, не потому что мы умны, но потому что Церковь Божия является вместилищем Духа Святаго.

А что же мы? Об этом очень уместно поговорить в храме Духовной академии. Мы, служители Божии, — в чем наша роль? В каком случае мы можем передавать адекватно это Божественное послание истины людям, а когда не способны это делать? Ведь мы тоже имели свою личную Пятидесятницу, мы тоже привиты к этой плодоносящей лозе: через Таинство Миропомазания нам дана благодать Святаго Духа, а затем сугубая благодать священства через Таинство рукоположения. Что же мы должны делать в первую очередь, чтобы Церковь была действительно способна влиять на сознание людей и на жизнь рода человеческого? Мы должны постоянно восполнять Божественную благодать; не дать Святому Духу покинуть нас. Именно тогда наши немощи будут восполняться, тогда недостатки наши будут преодолеваться силой Божественного всемогущества. Мы должны работать постоянно над собой. И ведь каждый из нас сердцем чувствует, когда он полон благодати, а когда он пуст; когда у него радость на сердце от Святой Евхаристии, а когда служба проходит так, будто стоит человек как зритель, а не как соучастник. Ни к какому старцу ходить не надо — это не значит, что к старцам обращаться не надо, нужно обращаться за советом — но суд о самом себе никто не вынесет, кроме нас самих; и никакие, даже самые прозорливые люди не способны прозреть всей глубины нашей внутренней жизни — мы сами ее знаем.

Что такое покаяние? Покаяние — это и есть глубочайший внутренний самоанализ; способность видеть свое наличное духовное состояние: где я перед лицом Божиим? Что со мной происходит? Я расту или умаляюсь? Я обретаю силу или опустошаюсь? И наша сила — это сила Святаго Духа. А потому задача каждого священника, каждого учителя благочестия заключается в смиренном и благоговейном отношении к тому, что мы совершаем. Наша задача заключается в том, чтобы постоянной мыслью о своей жизни, постоянным углубленным самоанализом помогать самому себе ставить диагноз своего духовного состояния и бить тревогу немедленно, как только это состояние ухудшается.

Каждый священнослужитель, живущий такой напряженной внутренней духовной жизнью, будет способен убедительно говорить с другими людьми. Тогда проповедь наша будет живая и ясная, а не бормотание заученных фраз — у кого-то лучше, а у кого-то дурно получающееся. Проповедь есть отображение внутренней жизни проповедника; проповедь есть действие Святаго Духа в человеке. Поэтому каждый из нас призывается к интенсивной духовной жизни — не к показному благочестию, не к суетному обрядоверию, к чему склонны многие русские люди, а к внутреннему напряженному духовному деланию, к постоянному самоконтролю. А этот самоконтроль будет подсказывать и конкретные действия — что необходимо предпринять. Не хватает разумения — будешь читать; не хватает опыта — пойдешь к старцу; не хватает воли — возложишь на себя особое бремя послушания. Все будет ясно и понятно. Самое главное — духа не угашать (см. 1 Фес. 5:19).

Церковь мучеников и исповедников, обезглавленная, распятая, униженная, лишенная своего интеллектуального потенциала, оставалась великой силой. Она была даже в то время носительницей истины, которая была способна сказать нашему народу, где правда, а где ложь, не входя ни в какую политическую дискуссию и не полемизируя ни с какой идеологией. Силой Святаго Духа Церковь указывала, где правда, а где ложь, и люди шли за правду даже на смерть. И сегодня сила Церкви — в том же. Наша сила в том, чтобы быть общиной Духа Святаго, в которой Дух живет и действует, приводя нас в живое и реальное соприкосновение со Христом и со всеми событиями Его спасительного действия. Это и есть Таинство Церкви: Таинство Церкви есть жизнь в Духе Святом.

Дай Бог всем нам не угашать Духа, который мы получили в Таинстве Миропомазания, священники же — в Таинстве рукоположения. Нужно силой удерживать Божественную благодать. Никакая духовная лень и расслабление, как и всякая лень, никакое самоуспокоение, что, мол, я обладаю истиной, не способны удержать благодать Божию. Мы все призываемся к соработничеству с Богом, к соработничеству с Духом Святым. И соработая с Господом, мы должны помнить: все, что совершается доброго — от Бога. Все, что совершается значительного — даже через нашу жизнь и наши труды — от Бога. И тогда наше отношение к самим себе и к миру станет исполненным той Божественной правды, которая только и способна ввести нас в Царствие Небесное. Аминь.

Наверх