Слово второе на праздник Преображения Господня. О мере приобщения к Богу
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Днесь празднуем зарю Солнца Правды, Сияние Божественного Сына! На горе Фавор Сын Божий впервые явился людям во славе Своей, облеченный Божественным Светом. Перед избранными апостолами приоткрылась завеса Царствия Небесного – в той мере, в которой могли вместить это неземное зрелище слабые человеческие чувства. «Что значит – преобразился?» – спрашивает свою паству святитель Иоанн Златоуст, беседуя об этом событии, и сам же отвечает на свой вопрос: «Это значит, что Он открыл им (апостолам) нечто из Своего Божества – столько, сколько они могли вместить, и показал в Себе обитающего Бога».
Иисус Христос благоволил странствовать по земле, сокрыв Сияние славы Своей под обычным человеческим обликом. Лишь Ангелы, неизменно окружавшие Его, созерцали изливаемый Спасителем Божественный Свет и изумлялись безмерному Его снисхождению. Но вот настал час, и преобразился Господь пред апостолами, и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет (Мф.17:2). Слаб человеческий язык для описания Божественных тайн, и в словах евангелиста мы видим только бледный отблеск чуда Преображения, слышим только глухой намек на охватившее в тот миг апостолов чувство неземного блаженства. «Бог являет Себя на горе, с одной стороны – нисходя со Своей высоты, а с другой – возводя нас из глубины уничижения, так что Невместимый действительно вмещается мертвой природой; и такое явление, конечно, гораздо превосходнее и выше ума, как произведенное силой Божественного Духа», – говорит святитель Григорий Палама.
К тому времени апостолы еще находились в плену мирских представлений, думая о Мессии как о стяжателе земной славы и создателе земных царств. Преобразившись, Сын Божий показал им иную Славу, перед которой всякая земная слава – смехотворна, иное Царство, перед которым все царства земли призрачны. Царство Мое не от мира сего (Ин.18:36) – к пониманию этой истины вел Своих учеников Спаситель.
Преображение Господне открывало путь к постижению величайшей тайны Искупления, Крестной Жертвы. Видевшие Христа во Славе могли уразуметь во дни Голгофские, что это не слабый человек насильно ведется синедрионом на казнь, а Владыка мира добровольно предает Себя на Распятие за род человеческий.
В чуде Преображения возле Господа явились древние праведники Моисей и Илия. Этим знаменовалась неразрывность Божественного Откровения, преемственность Нового Завета от Завета Ветхого. В том же видении раскрывалась тайна вечной жизни. Моисей и Илия были живы (притом что последний не умирал даже телесно, но был в теле взят живым на небо), их небесное бытие было не менее реально, чем земная жизнь взиравших на них апостолов.
Преображение плоти Господа Иисуса на горе Фавор есть образ будущего преображения тел праведников в Царстве Небесном после Всеобщего Воскресения. Не в земных, грубых, подверженных болезням и старению «кожаных ризах» предстанут благочестивые в Царстве будущего века, но в нетленных и легких телах, облеченных в Божественный Свет. Эта немеркнущая радость обещана идущим путем Христовым. По слову святого апостола Павла, Господь уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его (Флп.3:21).
День Преображения Господня заставляет нас вспомнить о грядущем Втором Пришествии Сына Божия, когда явится Он не в «рабьем зраке», но в блистающей от края до края земли Божественной славе Своей, приидет не ради научения, но ради Суда и воздаяния каждому по делам его. Тогда пробудятся от сна смертного мириады восстановленных человеческих тел, из рая и ада войдут в них их души и все жившие и живущие предстанут пред Всевидящим в наготе своих поступков и помыслов. Тогда Господь не станет умерять Свое Сияние ради человеческих немощей, как сделал это на горе Фавор, – нет, но, возможно, силою Божественного Света Он будет испытывать чистоту человеческих душ. И как выдержат это огненное испытание наши души, что будет тогда с телами нашими? Провалимся ли мы обуглившимися грязными щепками в бездны преисподней или просияем бессмертным отражением славы Божией? Это зависит от нас самих, ибо вечный удел наш решается за время земной нашей жизни – сейчас и здесь, здесь и сейчас.
Дорогие во Христе братья и сестры!
Всякая награда обещана верным. Счастье, даруемое Небесным Отцом, превосходит самые радужные надежды, самые сладостные мечты, ибо не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1Кор.2:9). Но, дабы заслужить эту несравненную Божественную награду, мы должны всеми силами стремиться приуготовить души и тела свои к преображению, храня их от осквернения, просветляя боголюбием, братолюбием и совершением добрых дел. Не сообразуйтесь с веком сим, по преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим.12:2), – призывает нас тайновидец Господень, святой апостол Павел, обратившийся ко Христу, на дороге в Дамаск, будучи осиян Божественным Светом.
Возведем же духовные очи наши к горе Преображения Спасителева, будем усердно молить Господа, «да воссияет и нам грешным Свет Его присносущный».
Ему же слава во веки веков.
Аминь.