Слово второе на Новый год. О внимании к себе
Дорогие о Господе братья и сестры!
Как заботливый хозяин выбирает урочный час, чтобы осмотреть свои владения, выяснить, как умножается прибыль и откуда проистекают убытки, так и каждый добрый христианин обязан по временам внимательно рассматривать состояние своей души, дабы узнать, что из совершённого им пошло ему во благо, а что гибельно для его спасения. Что у нас по большому счету есть? Душа и время. И нам дан срок сей земной жизни, чтобы спасти и усовершенствовать свою душу. А для этого надо христианину быть очень внимательным к себе и своей жизни.
Как указывает нам святой авва Дорофей, побуждая нас к доброделанию и вниманию к самим себе: «Будем внимать себе, братия, будем подвизаться, пока имеем время. Что мы не заботимся о себе? Сделаем хотя что-нибудь доброе, дабы найти помощь во время искушения. Что мы губим жизнь нашу? Видим… что и мы мало помалу приближаемся к смерти… теряем время, не боимся… Ведь если кто-нибудь потеряет золото или серебро, то он вместо него может найти другое; если же потеряем время, живя в праздности и лени, то не сможем найти другого взамен потерянного; поистине мы будем искать хотя бы одного часа сего времени, и не найдем его».
Итак, нам нужно беречь время и тратить его на приближение к Богу, а не на грехи или пустую суету. Поэтому нам надо научиться беречь и тратить время на добро и душевную пользу. И нам нужно научиться этому самим, дорогие братья и сестры. Если бы мы жили в монастыре, то там все время для живущих в нем расписано по часам. Там монастырский устав расписал спасительный распорядок для жизни и остается ему только подчиняться. Но мы с вами живем в миру и в некотором роде предоставлены самим себе, чтобы свободно распоряжаться временем своей жизни. И не только не знаем, а если и знаем, то зачастую не умеем пользоваться своим временем ко спасению. Как же этому научиться? Через регулярное воспоминание, отчет самим себе, как мы провели то или иное время своей жизни и каковы мы были в это время, что в нас изменилось к лучшему или к худшему.
Тот же святой заповедует: «ходить путем царским и считать поприща (или версты)». «Поприща же (или версты) суть различные устроения, которые каждый всегда должен считать и замечать непрестанно, где он, до какой версты достиг, и в каком устроении находится? Именно мы подобны людям, которые, имея намерение идти во святой град [Иерусалим], и выйдя из одного города, некоторые прошли пять верст и остановились, другие прошли десять, иные совершили и половину пути, а иные ни мало не прошли по нем, но, выйдя из города, пребывают вне ворот, в смрадном предместии его. Из тех же, которые находятся на пути, случается, что некоторые пройдут две версты, и, заблудившись, возвращаются, или, прошедши две версты вперед, отходят пять назад; другие же дошли до самого города, но остались вне его, и не вошли внутрь города. То же бывает с нами; ибо некоторые из нас… сделали немногое, и остановились; иные больше, а другие совершили половину дела, и остановились; иные вовсе ничего не сделали, но думая, что вышли из мира, остались в мирских страстях и в злосмрадии их; иные совершают немного доброго, и опять разоряют это; а некоторые разоряют и более того, что совершили. Другие же хотя и совершили добродетели, но имели гордость и уничижали ближнего, а потому не вошли во град, но пребывают вне его. Следовательно, и эти не достигли своей цели… а потому не исполнили своего намерения. И так каждый из нас должен замечать, где он находится».
Какие великие слова о внимании к себе! Сколь актуальны они для каждого христианина в любую эпоху, и особенно в наш век информационного пресыщения, когда мы тонем в потоке сведений и впечатлений и забываем зачастую себя – кто мы? Зачем мы здесь и сейчас? Что было месяц, полгода, год назад, три года, пять, десять лет и так далее. Но это нам необходимо для самоосмысления, самопознания, для покаяния и большей глубины нашей жизни.
Всего удобнее для такого душеполезного размышления время, когда старый год уходит в невозвратимое прошлое и наступает новолетие.
На первый взгляд течение времени кажется однообразным: мгновения бегут за мгновениями, день сменяется ночью, и все так же чередуются цветущая весна и жаркое лето, плодоносная осень и холодная зима. Однако для чуткого разума христианина каждый час, каждый день прожитой жизни несет в себе нравственный урок, достойный осмысления. Тем паче это относится к прожитым годам, неумолимо приближающим нас к тому грозному сроку, когда каждый должен будет предстать перед нелицеприятным Судией.
Поэтому преподобный Антоний Великий учил так: «Пусть каждый ежедневно дает себе отчет в дневных и ночных своих поступках. И если согрешил, да перестанет грешить; если же не согрешил, да не хвалится тем, но да пребывает в добре, и не предается нерадению, и ближнего не осуждает, и себя не почитает праведным… Нередко и от нас самих бывает сокрыто, что делаем мы. Но хотя не ведаем этого мы, однако же Господь видит все… Пусть каждый из нас замечает и записывает свои поступки и душевные движения, как бы с намерением сообщать это друг другу; и будьте уверены, что, стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое». Поэтому многие великие люди вели дневники своей жизни.
Давайте же и мы, возлюбленные, на пороге Нового года остановим течение времени и попробуем сквозь сито совести неторопливо отцедить редкие крупинки духовного золота от тины греха, привнесенного в сосуды наших душ годом минувшим. Увы, совесть подскажет нам, сколь много совершено неугодного Господу, прогневляющего Его. Кто-то, может быть, в сердце своем думает: «Я не сделал за этот год ничего дурного, все грехи мои обычные, незначительные». Но не бывает грехов незначительных. Когда среди плодов обильного урожая попадается один гнилой и его вовремя не удаляют, он может заразить остальные – и пропадет весь труд садовника. Так и кажущийся малым грех может отравить всю душу и ввергнуть ее в преисподнюю.
Как говорит тот же авва Дорофей: «Орел, если весь не будет в сети, но запутается в ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся сила его; ибо не в сети ли он уже, хотя и весь находится вне нее, когда удерживается в ней одним когтем? Так и душа: если хотя одну только страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках, по причине той страсти».
Что же нам делать, возлюбленные?
Как продолжает тот же святой: «Не допускайте, чтобы какая-либо страсть обратилась вам в навык, но подвизайтесь и молитесь Богу день и ночь чтобы не впасть в искушение». А как учит нас святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Омоемся слезами покаяния, очистимся, примиримся с Богом, и Он примирится с нами». Поэтому каждый прожитый год – это или приближение ко Господу, или отдаление от Него. Да будет для нас наступивший год временем рождения в нас нового человека, годом духовного возрождения.
Найдем в себе силы омыться от душетленной скверны, как это сделал святой мученик Вонифатий, память которого Церковь празднует 1 января, в день наступления нового года. С юности погрязший в тине греха, Вонифатий однажды был потрясен светом благодати, сиявшим на лицах истязаемых язычниками исповедников Христовых. Он раскаялся в прошлом, объявил себя христианином и вместе с ними принял мученический венец. Так одно мгновение покаяния превратило Вонифатия из грешника в святого.
Покаяние есть великая сила, способная извлечь душу человеческую из глубин падения и вознести ее к Милосердному Господу. Конечно, греховное прошлое, словно тяжкий груз, давит на наши плечи и не дает нам обратить взор к небу. Так зачем же тащить эту тяжесть в год грядущий? Оплачем в покаянной молитве свои прегрешения, дадим Господу нелицемерный обет отрешиться от греховных поступков и привычек – и соблюдем этот обет, и спасены будем. В канун новолетия вместе со всею Святою Церковью воспоем ко Господу, да простит нам «бесчисленная беззакония и лукавая наша деяния, в мимошедшем лете зле нами содеянная», да отгонит от нас «вся душетленныя страсти и растленныя обычаи».
Новогодние часы проведем не в безудержном пьяном веселье, как это заведено в окружающем нас греховном мире, веселье, после которого ощущают, скорее, муки похмелья и сожаление о сказанном и сделанном, о новых грехах в новогоднюю ночь, нежели светлую новогоднюю радость о пройденной версте жизни. Не будем вредить сами себе и неразумно сокращать время своей жизни. Сохраним ясность своего сознания, вспомним, что Рождественский пост все еще продолжается. Более продвинутые и духовные и вовсе в эту ночь не останутся дома, но проведут ночь в храмах на ночном богослужении, где такое будет возможно. Это самое лучшее решение в новогоднюю ночь.
Итак, эту ночь следует провести в молитвенном и покаянном самоанализе, однако не доводя его до помыслов и чувств грусти, уныния и отчаяния, несмотря на то, что поводов для грусти каждый всегда может для себя изыскать по своему несовершенству. Но это путь опасный, ведущий к саморазрушению.
Впрочем, возможна и иная крайность, которой нам также стоит остерегаться. Может быть, кому-то Господь в истекшем году послал и прибыль духовную: совершение добрых дел, возрастание в вере, в терпении и прочих добродетелях, в богопознании. Такими дарованиями нельзя гордиться, ибо они – не наши, это – дары Божии, Господней милостью ниспосылаемые. Стоит нам развеличаться, залюбоваться самими собой – и это будет началом горшего падения. Так, если бы стрела, пущенная вверх сильной рукой, обладала гордым разумом, она могла бы подумать: «Ах, как высоко я взлетела!» – не ведая, что через несколько мгновений упадет в грязь.
Человеческая душа, созданная по образу и подобию Божию, не стеснена в своем полете в горняя законами земного тяготения. Но горе той душе, которая позабудет, что возвышение ее вызвано и направляется милостию Всевышнего, что собственной заслуги тут нет никакой.
Однако и это не означает, что Бог все для спасения делает за нас, а от нас ничего не требуется. Мы должны трудиться душевно и телесно для собственного спасения. Как говорит Господь: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. И, 12). На пути духовного преуспеяния нельзя и останавливаться, позволять себе расслабиться, ибо даже за краткое время нерадения человек расплачивается утратой всего достигнутого. Посему и мы… свергнем с себя всякое бремя и зачинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса (Евр.12:1–2), – говорит святой апостол Павел.
Да, много различных скорбей претерпевает наше общество и мы как часть его. Когда умножается грех, Господь попускает роду человеческому для его вразумления претерпевать многоразличные бедствия. Общество наше ныне обеспокоено уменьшением своего материального благосостояния. Однако не справедливое ли это воздаяние за то, что целые поколения наших соотечественников забывали о Господе и попирали Его заповеди? А недавние «тучные годы» до кризиса разве не были поводом для многих наших соотечественников «обрасти» материальными земными приобретениями и через это открыть путь к мирской гордости, к исполнению на деле своих греховных побуждений, к оземлению своей души и забвению Бога? Вот и попускает Бог случиться так называемому кризису (что по гречески означает суд), чтобы мы несколько отрезвились, подняли голову из мирской суеты и жажды любостяжания и обратились к вечному, к Богу, пред Которым хотим ли или не хотим, но все равно предстанем на Суд, чтобы дать ответ за свою жизнь и как мы ею распорядилсь. Что мы Ему скажем тогда?
Умножились и болезни. Но разве телесные недуги наши большею частию не являются следствием порочной жизни или наказанием за грехи и забвение Бога?
Молитва, общение с Богом есть дыхание души. Долгие десятилетия страна наша находилась словно в безвоздушном пространстве, души людские задыхались, будучи лишены молитвенного единения со своим Творцом. Ныне появляется возможность свободно вбирать в себя благодатное веяние веры. Однако лукавые лжеучителя, пользуясь застарелой духовной жаждой соотечественников наших, пытаются соблазнить и соблазняют многих, заманивая их в отравленную атмосферу сектантства или раскола. Эти «волки в обличье пастырей» очень активны и деятельны. Льстивыми речами, раздачей книг и подарков, лицемерным участием они стремятся совратить сыновей и дочерей православного народа с пути Православия, единственного сохраненного в чистоте со времен апостольских христианского учения.
В мир, забывающий Любящего Господа, и вовсе вторгаются прислужники диавола и сатанинские силы. Мы отовсюду слышим о колдунах, именующих себя «экстрасенсами», о материализации духов злобы поднебесной, которых не просвещенные Светом Христовым люди принимают за «инопланетян». И неразумные восхищаются этими страшными чудесами, явлеными, по предсказанию Апокалипсиса, врагом рода человеческого для совращения людей с пути истинного.
Долгие века продолжают свое мрачное тайное дело «вольные каменщики» – масоны, строители царства антихриста. Есть явные признаки того, что их адская работа близится к завершению. Уже слышны речи о «всемирном правительстве», и, как сказано в Священном Писании, лжепророки повсюду возглашают: Мир! мир! когда нет мира (Иер.6:14).
Все это заставляет христиан задумываться: уж не в последние ли времена мы живем? Наступление Судного дня неизбежно, лишь долготерпением Божиим предоставлена нам отсрочка, ибо Господь не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (2Пет.3:9). И люди духовно чуткие ныне словно въяве слышат призыв Крестителя и Предтечи Господня Иоанна: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17). Лишь слезное покаяние каждого из нас, ручейком изливающееся в реку покаяния всенародного, может преклонить Всевышнего к ниспосланию нам даров духовных и следующему за ними изобилию плодов земных, наступлению лета Господня благоприятного.
Однако Милосердный Господь не оставляет нас по молитвам наших святых предков, которые теперь находятся в Небесной Его Церкви: в минувшие десятилетия Он ниспослал нам и знамения, показывающие, что Всевышний готов преложить гнев Свой на милость, если мы чистосердечно к Нему обратимся, – это чудесное обретение святых мощей угодников Божиих: всероссийского молитвенника Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского, это прославление святых царственных мучеников и целого сонма новомучеников и исповедников Российских. Церковь наша ширится и утверждается, открыты тысячи храмов, сотни монастырей, десятки семинарий. Страна наша – Россия, которая находилась на грани распада в 90‑е годы прошлого века, теперь усилилась и на нее все с большей и большей надеждой взирают честные и совестливые люди со всего мира, который, в свою очередь, все более и более отступает не только от истины Христовой, но и от богоустановленных законов естества человеческого и беззаконие возводит в закон.
Дорогие во Христе братья и сестры! Возлюбленная паства!
Прибегнем же с теплою молитвою к Богу и Его Матери, ко святым подвижникам, будем молить их о заступлении пред Господом, да отвратит от нас, грешных, справедливую наказующую десницу Свою, да ниспошлет нам еще время, дабы успели мы покаяться и спасти свои души.
Спаситель и Господь наш Иисус Христос пребывает с нами безотлучно. Пусть же будет наступающий Новый год для каждого из нас временем, когда мы наконец услышим Его призыв: Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр.3:20).
Ему же слава во веки веков.
Аминь.