Проповеди на праздники:


Слово воинам-ратникам, отправляющимся на Дальний Восток

Христолюбивые ратники!

Вы призываетесь на поле брани, где ожидает вас или слава победителей, или славная смерть за веру, царя и отечество. Славно возвратиться с поля брани победителем, но не менее славно и умереть на поле брани. Кто умирает, чтобы спасти жизнь или честь других, кто кидается в воду, чтобы спасти утопающего, и сам тонет, кто бросается в пламя, чтобы спасти слабое дитя или дряхлую старость, и сам сгорает в этом пламени – тот, как герой, возбуждает в других восторг к его подвигу и чувства благодарности или слезы умиления как к спасителю погибающих.

Все эти доблести высокодобродетельны, все достохвальны.

Но кто умирает на поле брани за веру, царя и отечество, тот удостаивается сугубой славы и здесь, на земле, и там, на небе. Здесь воздвигаются в честь победителей вечные памятники; здесь непрестанная молитва Церкви за воинов, на поле брани убиенных. А там, на небесах, им уготованы мученические венцы как страдальцам за веру, как положившим душу свою за други своя.

Православный воин, умирающий на поле брани, умирает за веру. Умереть за веру – значит умереть, защищая святую веру от поругания врага нечестивого. А такое поругание могло бы случиться, если бы враг, одержав победу над православным воинством, предал осквернению святые храмы и стал вводить обычаи, противные святой вере. Как на пример такого поругания веры и порабощения христиан можно указать на те православные народы, которые находятся под властью мусульман. Тяжко быть православному народу под властью иноверных царей и правителей. Сохрани Бог наш православный народ от такого бедствия вовеки! Посему великая слава и благодарность воинам – защитникам веры православной!

Воин, умирающий на поле брани, умирает за царя. Это значит, что он умирает для того, чтобы не только сохранить драгоценную жизнь царя, но и оградить его честь и достояние. Народ без царя – то же, что тело без головы, улей пчел без матки. Честь царя – честь народа; благо царя – благо народа. Царь – за всех, и все – за царя. Царь православный сугубо дорог для народа православного как охранитель и защитник веры православной, как охранитель веры своего народа. Итак, умереть за царя есть подвиг великий и святой.

Наконец, воин, умирающий на поле брани, умирает за свое отечество. Это значит, что русский воин, идущий на поле брани, идет спасать свою семью, свое родное село, родной город, страну родную – Русь святую – от вторжения вражеского и от тех бедствий, которые могут постигнуть страну вследствие такового вторжения. Когда воин умирает на поле брани, он умирает за отца и мать, за братьев и сестер, за жену и за детей и за весь свой народ. Полагая жизнь свою за други своя, он исполняет самую главнейшую заповедь Христову о любви: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин.15:13).

Итак, воины, идущие на поле брани, вы идете на великий, славный и святой подвиг. Вам слава на земле и воздаяние на небе.

Для совершения предлежащего вам подвига вы облечены в подобающее воину оружие. Усердно учитесь владеть таковым оружием.

Как пастырь Церкви, не могу не посоветовать вам взять с собой и иное оружие, предлагаемое Церковью чадам своим для борьбы с врагами спасения. Это оружие – крест и молитва. В них заключается духовная сила, могущественно действующая в борьбе не только с духовными врагами, но и с врагами, облеченными в тело.

Крест есть оружие против диавола, оружие, которого он трепещет и трясется, не терпя взирати на силу его; но в то же время крест есть в бранех победа (см. прим. 102).

Царь Константин победил врага Максентия силою креста. Воин Неаний, нареченный Прокопием, память которого празднуется в настоящий день, одержал многие победы над врагами силою креста, изображение которого он сделал по повелению Господа, явившегося ему в образе кристалловидного креста.

Христолюбивые воины-ополченцы! Да напоминает вам об этом победоносном оружии тот крест, которым украшены ваши головы и которым вы отличены от прочих воинов.

Столь же сильна, как крест, и молитва против всякого врага, невидимого и видимого. Нам случалось слышать от старых воинов, что они свое спасение на войне во время опасности обретали в молитве, читая псалом 90-й Живый в помощи Вышняго, где говорится между прочим, что кто живет под кровом Всевышнего, тот не убоится стрелы, летящей во дни, что около его будут падать тысячи, но к нему рана не приблизится (Пс.90:5, 7).

Испытайте, воины, это оружие, и узнаете действенность его. Присовокупите к этому и еще некоторые оружия, для тела необременительные, но для борьбы с врагом сильные и для дела весьма полезные. Это добросовестное исполнение своих обязанностей, беспрекословное послушание и терпеливость. Исполняйте, воины, начальнические распоряжения по чистой совести, как Божии веления: идите туда, куда вас пошлют, – в огонь ли, в воду ли. Помните, что на войну – не на пир идти: много там нужды, труда, горя, опасностей, – все это переносите терпеливо, без ропота.

Будьте бодры, не склоняйте долу голов ваших, как делают люди изнемогшие; не жалуйтесь на трудности, как дети; будьте мужественны, как богатыри. Будьте и храбры, как львы, в борьбе с вооруженным врагом, но кротки, как агнцы, к мирным жителям, к малым детям и слабым женщинам. Лежачего не бьют, говорит старая пословица.

Итак, идите с Богом на подвиг бранный. С вами крестная сила; за вас молитва Церкви; на вас смотрит Россия; на вас возлагает надежды царь и печется о вас, как отец сердобольный. Дай Бог вам возвратиться со славою, как победителям! А кому судит Господь положить душу свою за веру, царя и отечество, тому да дарует Господь венец славы и светлое место в небесных селениях.

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя (Пс.32:22)!

Проповеди на праздники:

Наверх