Слово во II неделю Великого поста

Слово во II неделю Великого поста

Сегодня, братья и сестры, мы вступаем в третью седмицу, совершая службу второй недели Святого Великого поста, в приготовлении, в ожидании Великого светлого праздника Святого Воскресения Христова, Пасхи. Пять недель готовит нас Святая Церковь к вступлению в Святой Великий пост. Шесть недель продолжается Святой Великий Пост, Четыредесятница, и отдельно – седмица Страстей Христовых, для того, чтобы достойно приготовиться к встрече Светлого Пасхального дня Воскресения. Много раз говорили мы о том, что наша церковная жизнь – это беспрерывное обучение таинству веры, это школа, глубоко продуманная опытом Церкви на протяжении многих и многих веков.

Напомню: пятая неделя до начала Поста – вспоминается дарование зрения слепорожденному, – называется Неделя о слепом. Затем идет Неделя о Закхее, в которую говорится о евангельском повествовании: как некий начальник сбора налогов, Закхей, мытарь, старший в городе Иерихоне чиновник, пренебрегши своим ростом и возрастом, вместе с детьми влез на дерево, чтобы издали хотя бы увидеть Христа. И Христос даровал ему прощение и оставление грехов, сказав: «Ныне спасение дому сему» (См.: Лк.19:1–10). Затем неделя, где прочитывается притча Господа о мытаре и фарисее (См.: Лк.18:10–14), неделя смирения и порицания гордости. Следующее воскресенье – Неделя о блудном сыне (См.: Лк.21:12–19), когда говорится о том, что заблудший, неразумный младший сын, оставив дом отчий, потратив все свое имение, данное ему отцом наперед, не по завещанию, а по просьбе сына, сказавшего: «Дай мне то, что мне все равно принадлежит, и я истрачу так, как я хочу». Истратил и начал лишаться, и в отчаянии своем вспомнил о доме отчем… И наконец, последнее приготовление – неделя о Страшном Суде, когда подвергает себя человек суровому внутреннему испытанию, каким придет он к святому Великому посту. Вот так последовательно, шаг за шагом готовит нас Святая Церковь.

И наконец, время поста. Первая седмица, когда мы слышим покаянный канон – Великий покаянный канон – и утверждаем православную нашу веру в первую неделю поста – Неделю Православия. Потом пойдет следующее воскресенье – Неделя крестопоклонная, а затем – Неделя воспоминания подвига монашествующих, неделя преподобного Иоанна Лествичника, а после – Неделя Марии Египетской, той дерзновенной подвижницы, которая, оставив и все, что у нее было, и греховные обычаи, ушла в пустыню, и там пятьдесят лет в уединении, питаясь только Духом, показала всем пример очищения.

Я пропустил вторую, нынешнюю Неделю, сегодняшнее воскресенье. Оно посвящено памяти архиепископа Фессалоник, Григория Паламы, который был великим учителем молитвы. Итак, это седмица, это Неделя молитвы.

Было бы странно, если бы мы сказали, что мы не знаем, что такое молитва. Было бы совершенно удивительно, если бы мы не помнили слова Господа нашего Иисуса Христа, который на вопрос учеников, почему они не смогли исцелить болящего юношу, ответил: «Сей род злых духов исходит только постом и молитвой» (Мф.17:21). И мы знаем, какие трудные ночи проводил Господь, оставив учеников, уходя в горы, в пустыни, чтобы там молиться, и какова была Его последняя молитва в Гефсиманском саду, за час до приятия голгофских страданий. Да, мы знаем это, но мы не знаем – а это дается только опытом, – как, о чем молиться, чтобы молитва была услышана Богом. Как часто мы приходим в храм, чтобы просить святителя и чудотворца Николая, еще чаще, может быть, обращаемся к Матери Божией, вспоминаем того или иного святого, чтобы просить то, что нам потребно. А вот наши просвещенные Духом старцы говорят: но ведь милость-то Божия истекает от престола Господня! И потому, благодаря святого, который оказал нам помощь в молитве, мы прежде всего должны помнить о Господе Боге и благодарить Его, давшего святому как бы поручение: усилить нашу молитву. Вспомним слова из молитвы преподобного Сергия, где говорится: «Ты, Боже, как бы в зеркале видишь наши скорби и болезни». Именно Господь принимает Сам наши молитвы. И святой Иоанн Златоуст говорит: когда Господь хочет кого-нибудь помиловать, он внушает молитву о нем, об этом человеке, другому человеку.

И вот, пример такой молитвы дает нам Господь в Своей молитве по просьбе учеников, которые спросили: «Как нам молиться?» И Он сказал: «Молитесь так: Отец наш небесный, сущий на небесах, – Отче наш, Иже еси на небесех – да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя…» (См.: Лк.11:1–4) И далее – вы все знаете эту молитву. Нигде не говорится «дай мне», но «дай нам», «прости» не только «мне», но «прости нам», ибо молитва, прежде всего, это единение всех во всем, молитва всех за все, – и на Литургии мы произносим: «За всех и за все» – приносится наша соборная церковная молитва.

И потому, братья и сестры, не углубляя дальше слабым человеческим источником то, что ведомо многим, напоминаю только о том, что это – Неделя молитвы, и молитва должна быть особенно усердна: за мир, за Церковь Православную, за веру, за Отечество наше, за всех, кто в молитве прибегает к помощи Божией, и за тех, которые пока еще не знают этого пути к храму и не умеют сами молиться. Именно «за всех и за все» должна быть обращена молитва в эту неделю более, чем когда-либо, потому что об этом напоминает нам святой архиепископ Фессалоникийский Григорий, великий сотаинник молитвенного подвига, познавший глубину молитвы и оставивший нам драгоценное наследие в своих отеческих поучениях и соборных решениях. Да будет воля Божия! Да будет усердной наша молитва за всех и за себя, и да услышит Господь нашу молитву убедительным предстательством угодников Божиих. Аминь.

Наверх