Слово VIII. О пришествии Мессии
Аз имам свидетельство более Иоаннова (Ин.5:36).
Жалко ослепление людей, которые не хотят признать выполнения древних пророчеств в лице Христа Иисуса. Истина не теряет от того своей твердости. Теряют от того многое люди. Но будем снисходительны к людям. Пророчества, как очертания отдаленной будущности, по самому свойству своему, не могут быть так ясны для людей, как повествования истории, и тем более, что, возвещаемые по разным нуждам и обстоятельствам, они затрудняют уразумение их самою связью с теми обстоятельствами. Но на одном ли ветхозаветном откровении покоится вера христианина в Христа Иисуса, как в Спасителя мира? О, нет! Как ни искренно уважение христианина к ветхозаветному откровению, у него есть другое, высшее откровение, – откровение Сына Божия (Евр.1:1). И оно-то несомненно показывает ему в Христе Иисусе Того, кто так нужен для падшего человечества.
Спаситель наш свидетельствовал пред иудеями, Аз имам свидетельство более Иоаннова; дела, яже даде мне Отец, да совершу я, дела, яже творю, та свидетельствуют о мне, яко Отец мя посла. По словам Господа, не являлся между людьми, кто был бы более Иоанна. Итак, по учению Господа, и патриархи и пророки уступают в величии величию Иоанна крестителя. Иоанн был самый высший посланник Божий; свидетельство его было самое важное свидетельство из всех земных свидетельств, бывших до него. И, однако, о том, что Иисус Христос есть посланник Божий, есть еще более важное свидетельство, чем свидетельство самого Иоанна, тем более свидетельство пророков, что же это за свидетельство? Дела, говорит Спаситель, яже даде мне Отец, да совершу, дела, яже творю, та свидетельствуют о мне, яко Отец мя посла. Да, сколько чудес совершено Спасителем нашим в земной жизни! И какие чудеса! В один раз Он насытил семь тысяч народа несколькими хлебами, в другой напитал пятью хлебами пять тысяч народа. Он словом укрощал бурные волны озера; брением открывал зрение слепо-рожденному; воскрешал мертвых и Сам воскрес из мертвых. Истину чудес его признавали сами враги его. «Что делать нам? говорил иудейский синедрион. Этот человек много чудес творил» (Ин.11:47). Только слепые страсти могут относить эти чудеса или к нечистой силе, или к искусству человеческому. Сама небесная истина говорила устами Спасителя, когда говорил Он, «горе тебе Хоразин! горе тебе Вифсаида! ибо ежели бы в Тире и Сидоне были явлены силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» (Мф.11:21). Все, что говорил Спаситель о будущей неверности учеников – все, что говорил о близкой участи Иерусалима и Израиля, все, что говорил наперед о своих страданиях и воскресении – исполнилось с изумительною точностью. А как высока, как свята была жизнь Его! Между людьми не было никогда праведника, подобного Ему. Он говорил правду людям и проповедовал небесные истины только для славы Божией. «Моя пища, говорил Он, творить волю пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4:34). В небесном происхождении учения его каждый может увериться собственным опытом, лишь только начни он жить по лучшим требованиям духа своего. «Кто хочет творить волю Его», Отца небесного, «тот узнает – от Бога ли мое учение, или Я сам от себя говорю», говорил Спаситель, и опыт каждого оправдает слова Его. Апостолы Христовы также доказали чудесами, пророчествами и жизнью свое небесное посланничество.
После же того не с полным ли благоговением должны мы принять свидетельства Христа Иисуса и Его апостолов о том, кто таков для бедного человечества Христос Иисус? Свидетельство Христа Иисуса о самом себе, свидетельство непререкаемое, Он знал, откуда и для чего пришел Он в мир; а слава и дела Его показывают, что Он мог говорить только истину. Точно тоже должно сказать о свидетельстве апостолов, как посланников Божиих.
Что же проповедуется в новозаветном откровении Божием об отношении звания Мессии к Иисусу?
Самарянка говорит Спасителю, «знаю, что придет Мессия, т.е. Христос; когда он придет, то изъяснит нам все. Это – Я, который говорю с тобою», отвечает Спаситель наш (Ин.4:25–26). Иоанн посылает учеников спросить Иисуса, «ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого? Иисус сказать им в ответ, подите, возвестите Иоанну, что слышите и видите, слепые презирают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат и нищим благовествуется» (Мф.11:2:5). И вопрос говорит о Мессии и ответ доказывает чудесами, что Иисус есть Мессия. За кого вы почитаете меня? спрашивал Спаситель учеников своих. Петр отвечал, «Ты Христос, Сын Бога живаго». Блажен ты, Симон, сын Ионин! потому что не плоть и кровь открыли тебе то, но Отец мой, сущий на небесах, говорил Спаситель. Видите, вера в Мессию Иисуса не есть плод человеческого наставления, а дело Божие в сердцах человеческих. Иудеи настойчиво допрашивали Иисуса; «долго ли тебе томить души наши? если ты Христос, скажи нам прямо». Иисус отвечал им, я сказал вам и не верите, дела, которые творю Я во имя Отца моего, свидетельствуют о мне. Вы не верите, потому что вы не из моих овец (Ин.10:24–25). И в молитве пред Отцом небесным исповедует Он, что совершил дело, возложенное на Него Отцом (Ин.17:4–5). И на вопрос кровожадного Каиафы, ты ли Христос сын Божий? отвечал утвердительно, и в доказательство говорил, отныне узрите сына человеческого, сидящего одесную силы Божией и грядущего на облаках небесных» (Мф.26:63–64). Не раз Он и народу, и апостолам прямо говорил, что Он есть тот, о ком говорили пророки. Так он учил до своей смерти (Мф.26:54; Мк.9:12; Лк.18:81–33; Ин.6:32). Так говорил и по воскресении. «О, несмысленные и медлительные сердцем в веровании тому, что предсказывали пророки. Не так ли надлежало Христу пострадать и войти в славу свою? и начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о нем во всем писании», так поучал воскресший эмаусских путников (Лк.24:25–27).
Иудеи соединяли с именем Мессии понятие о царе земном, который должен восстановить политическое значение народа иудейского, и если будет учителем, то только для иудеев (Ин.6:14–15; Мф.21:6, 9). Евангелисты не скрывают того, что такую веру разделяли с прочими самые приближенные в Иисусу ученики, пока не были просвещены Духом Божиим (Мф.20:20–21; Лк.24:21; Деян.1:6). Очевидно, что это мнение человеческое очень приятно было самолюбию человеческому, кто только ласкал самолюбие. Но небесный свидетель истины, искавший только славы Отца небесного, скрывался, когда хотели объявите Его царем, и при каждом случае обличал несправедливое понятие о Мессии и в народе и в учениках своих (Лк.17:20–21, 13:29; Ин.6:15, 18, 32–38, 10:16, 4:23–24; Мф.21:43). Особенно же утешитель Дух истины открыл во всей ясности апостолам, что Христос Иисус есть Спаситель всего рода человеческого, а не одних иудеев. И в учении апостолов имя Мессии Иисуса стало после того именем единственного просветителя мира и Спасителя души. Например, ап. Петр говорит иудеям о Иисусе, «нет другого имени под небом, данного человекам, которым бы надлежало нам спастися» (Деян.4:12). «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян.10:43). Ап. Павел «переспаривал иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Иисус есть Христос» (Деян.9:22). И он же пред царем Агриппою и Фестом свидетельствовал, «пророки и Моисей говорили, что Христос должен был пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет сему народу и язычникам» (Деян.26:22–23). Ап. Иоанн заключает евангелие свое так, «сие написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и дабы, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31).
И кроме апостолов, лучшие из современников Иисуса получали озарение свыше, и наставляемые небом признавали Иисуса за Мессию. Таковы были восточные мудрецы (Мф.2:1) и вифлеемские пастыри; последние слышали песнь ангелов небесных, славивших младенца Иисуса, как Спасители мира (Лк.2:10). Захария, отец предтечи Иоанна, «исполнясь Духа Святого, говорил, благословен Господь Бог израилев, что посетил народ свой» и посылает Спасителя ему; и о сыне своем говорил как о предтече Мессии. Чудо, разрешившее язык Захарии, подтверждало верность пророческой речи его (Лк.1:54–60). Праведному Симеону обещано было, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня и он, увидав младенца Иисуса, радовался о нем, как о свете для язычников, как о славе для Израиля, а вместе назвал Его камнем преткновения для многих (Лк.2:26–28). Иоанн предтеча, когда иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить, кто он? объявил прямо, что «он не Христос». Кто же ты? спросили Иоанна посланные. Он отвечал, «я глас вопиющего в пустыне; исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия». И потом прибавил, «я крещу в воде; а стоит среди вас, которого вы не знаете. Он-то идущий за мною, но Который первенствует предо мною». На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит, «се Агнец Божий, который берет на себя грех мира... Я не знал Его, но дославший меня крестить в воде сказал мне, на кого увидишь Духа Святого, сходящего пребывающего на нем, тот есть крестящий Духом святым» (Ин.1:21–23, 26–33).
После таких свидетелей о Мессии Иисусе, после столь громких и вразумительных свидетельств неба, могут ли значить что-нибудь мнения человеческие, чьи бы они ни были? Если иудейские власти не признали в Иисусе ожидаемого Мессию и предали Его на распятие, важно ли это для веры в Мессию Иисуса? Нет, ни сколько. Говорить ли против веры в пророков, как в посланников Божиих то, что иудеи гнали и убивали пророков? Ах! это говорит только о том, что это были люди худые, жалкие. А порча иудейского народа во время Христа Иисуса, по свидетельству истории, была так велика, как не была прежде того. Чего было ожидать от первосвященников, которые за деньги покупали и продавали власть первосвященника, от фарисеев и книжников, мечтавших только о земных выгодах, от народа, испорченного предрассудками и примером высших. Не укажут ли еще на нынешних иудеев? Дети опередили отцов, но в чем? Деньги и деньги – вот все, о чем заботы деток. За деньги они и теперь давят друг друга, не только христианина. О! Боже мой! отчего и мы, христиане не живем всею душою по вере в Христа Господа нашего? Оттого, что любим землю, а не небо.
Вечный свет вечного Отца! озари сердца наши светом Твоим, чтобы мы узнали Тебя всею полнотой ума и всею душою любили пути света! Аминь.