Проповеди на праздники:


Слово VII. О пришествии Мессии

Христос рождается, славите.

Дорога истина для бессмертного духа. Как не искать ее! Как не просвещаться ею! Поучимся и еще у пророков и истории, родился ли Христос?

По пророчеству Иакова (Быт.49:10), Мессия-Христос должен прийти тогда, как племя Иудово перестанет иметь своих законодателей и потеряет значение самостоятельного народа. В каком состоянии были иудеи, когда родился Христос Иисус? У них уже не было своих царей. Иноплеменник Ирод, родом идумеянин, владел иудеями. Послушный слуга власти римской, он смеялся в лице иудеев над самим человечеством. Еще несколько времени – и народ иудейский перестал быть политическим народом. Не ясно ли, что пророчество Иакова о времени явления Шилога выполнялось со всею точностью в лице Христа Иисуса! Присовокупите еще черту пророчества о Шилоге: Шилогу «покорность народов». Не открылось ли при самом рождении Иисуса осуществление этой черты Шилога? Зачем волхвы востока явились в Иерусалим? Чего ищут они? Они спрашивают, «где новорожденный царь иудейский? Мы видели, говорят они, звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Итак, едва родился в незнаемом Вифлееме младенец Иисус, уже идут к нему с востока поклоняться; лучшие представители языческих народов приносят Ему дары, Ливан, смирну и золото. Не ясно ли, что это есть Шилог, которому начинают покоряться народы? Бедные иудеи! Смотрите, Иисусу покорны неисчислимые миллионы народов. Не дождаться вам более Шилога, если не покоритесь Шилогу-Иисусу.

По пророчеству Даниила, 70 седьмин. иначе 490 лет, должно пройти до истребления Мессии от исхода словесе, или от царского указа о восстановления второго храма и города, а за тем должно последовать страшное опустошение Иерусалима и прекращение обрядов. Что видим в истории? За 455 лет до рождества Христова выдан был царский указ о восстановлении города, разрушенного Навуходоносором. Христос Иисус на 30 году своей жизни земной вступил в торжественное служение свое (Лк.3:23). От исхода словесе это было в 484 году, иначе – спустя 69 седьмин пророка. Бог утвержден и новый завет Бога с человеком кровью праведника, вот и грех заглажен и правда введена в мир добровольною жертвою Богочеловека (1Тим.2:15). Вот и вместо жертв вещественных приносятся жертвы духовные! Что далее? Пусть скажет нам о том иудеянин и очевидец Иосиф Флавий. Он пишет: иудеи «привели в исполнение пророчество против отечества своего. Было древнее слово, что в это время взять будет город и святое сожжено будет, по праву войны, если откроется возмущение и руки иноземные осквернят святилище Божие. Зилоты не верили тому, и, однако, представили самих себя в служебные лица». Не продолжаем повести Флавия. События сами говорят: спросите иудеев, которых вы видите, где храм их? Где жертвы? Где первосвященник? Спросите, почему, упорствуя считать себя чтителями закона Моисеева, не выполняют они предписаний Моисея о жертвах? Бессильные пред волею Всемогущего, чтобы воскресить умершего мертвеца, – обрядовое служение храма, они выдумывают свои обряды, приносят петуха и курицу, наказывают себя ремнем, совершают другие мелочные обряды, о чем вовсе не говорил Моисей! Не жалкая ли это борьба своеволия против воли Божией? Сколько раз иудеи покушались изменить грозную волю Божию о них, высказавшую Даниилом! Богоотступный Юлиан, думая насмеяться над галилеянином, употребил все меры императорской власти, чтобы восстановить иерусалимский храм, по желаниям иудеев. И что же? Усилия произвола нечестивого разрушены страшным гневом Божиим. Сын израилев! Если ты заботлив о душе своей, пойми волю Божию, чтобы не бороться с нею на погибель себе. Учители твои говорят, что храм разрушен гневом Божиим и народ рассеян гневом Божиим, но не говорят тебе, за что этот гнев Божий. Подумай же сам о том. Бывало время, что отцы твои оказывались рабами соседних народов. За что? За поклонение идолам. За тоже были 70 лет в плену вавилонском. Во время римлян не служат они идолам. И, однако, Тит и его войско так разрушили храм и город, что не осталось камня на камне. За что такой страшный гнев Божий? Иудеи не кланяются и ныне идолам, и, однако, вот уже 18 веков, как они рассеяны по вселенной. За что такой страшный гнев Божий? Ты не знаешь, сын израилев? Напомяну тебе приговор отцов твоих, кровь Его Иисуса на нас и на чадах наших, сказали они Пилату. Видишь, отцы твои истребили Мессию, как предсказывал Даниил, и сами произнесли приговор себе и потомкам своим. Вот за что тяготеет гнев Божий, предсказанный Даниилом! Пойми же, что пока не раскаятся в грехе своем, пока не примут Того, кого ожидали все праведники, гнев Божий не престанет тяготеть над убийцами Мессии.

Историю Христа Иисуса можем мы описать словами пророков. Так исполнилось над Ним все, чему надлежало быть с Мессиею по пророчествам.

Кроме того, что Иисус родился, согласно с пророчествами, от девы чистой, из племени Давидова, в Вифлееме иудейском, предтеча Иоанн, ангел по строгой жизни, Илия по ревности к славе имени Божия, приготовлял людей к принятию Его проповедью покаяния и говорил о Нем вслух всех, се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Ин.1:29). Точно так и надлежало быть по словам пророков (Мал.3:1; Ис.40:3; Лк.1:14). Даже иудеянин Флавий писал, «святый Иоанн – второй Илия, и Иисус имеет в нем предтечу, которого, по пророчествам, должен иметь Мессия.

Жизнь Христа Иисуса, согласно с древними вещаниями, была скромна и не видна для людей века (Ис.53:1). Он был столько кроток и полон любви к другим, что надломленную трость остерегался сокрушить и голоса Его не слышно было на распутьях (Ис.42:2–3; Мф.11:29). Вместе с тем Он был Сын Божий, облеченный могуществом и вечностью Божества, как и говорили пророки о Мессии (Ис.9:5; Пс.2:7, 109:4; Мф.22:43–44; Ин.1:1–4). Божественное величие Его открывалось в делах и учении Его. Он творил чудеса, исцелял больных, возвращал зрение слепым, слух глухим, ноги хромым, жизнь умершим (Лк.7:29; Ис.35:5–6, 53:4). И очевидцы великих чудес Его говорили, «это истинно тот пророк, которому надлежало прийти в мир» (Ин.6:14). Он был пророком, подобным Моисею (Втор.18:15) не только по чудесам, но и по учению. Страна Завулонова и страна Нефалимова – страны людей, погруженных в мрак суеверий, первые увидели свет небесного учения Его, – по пророчествам (Ис.9:1–2). Учение Его было в высшей степени чисто и духовно, сильно и поразительно, так что даже слуги врагов Его говорили, никогда не говорил человек, как говорит этот человек (Ис.11:1–9; Ин.7:46). Жизнь Его вполне соответствовала святому учению Его: беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Ис.53:9). Кто из вас обличить меня в грехе? говорил Он свободно иудеям (Ин.8:46). Апостолы, свидетели истины и жизни Его, говорили тоже (Ин.23:5; 2Кор.5:21; Евр.7:27). Он входит в Иерусалим, как царь, сретаемый восторгами народа, но в виде смиренном, сидя на осленке, как предсказывал пророк (Зах.9:9). Не видел храм иерусалимский такой славы, какою исполнил его Христос Иисус, совершивший столько великих дел и являвшийся в нем, будучи Сыном Вышнего, не видел ни прежде, ни после Иисуса, так, как это был последний храм (Агг.2:1).

Обстоятельства смерти Иисусовой те самые, которые предначертаны были пророками, и до того, что самые частные черты её как бы взяты были у пророков. Его оценивают в 30 сребренников, и эта цена переходит из храма в руки горшечника, как говорил Захария (Зах.11:2). Князья языческие и старейшины иудейские восстали против Него (Пс.2:1). Обвиняют Его бессовестно, но Он молчит (Ис.53:8). Плюют на Него, бьют Его по щекам, и Он терпит (Ис.53:6). Как овца, обреченная на заклание, не отверзет уст своих (Ис.53:7). Причисляют Его к людям нетерпимым и осуждают, как злодея (Ис.53:9, 12; Лк.22:37). Пронзают Ему руки и ноги на кресте (Пс.21:17; Мк.15:25). Мечут жребий об одежде Его и делят по себе (Пс.21:9). Он истаивает в муках, и враги ругаются над Ним (Пс.21:8). С насмешкою богохульною говорят о страдальце, «Он положился на Господа, пусть спасет Его» (Пс.21:9; Мф.27:43). Народ делает из Него зрелище (Пс.21:5). В муках вопиет Он: Боже мой, Боже мой, почто Ты оставил Меня! (Пс.21:1). Ему дают в пищу желчь, и в жажде поят уксусом (Пс.68:22). Прободают Ему бок (Зах.12:10). Назначают гроб Ему с нечестивыми, но у богатого находит Он себе могилу (Ис.53:9). Люди думают, что «Он поражен, измучен, наказан Богом, но Он был изранен за наши преступления, поражен за наши беззакония, наказания на Нем для нашего мира» (Ис.53:4–5). «Мессия потребляется, но не за себя» (Дан.7:26). Даже Пилат не находил в Нем никакой вины, жизнь Его чиста и свята от яслей и до гроба. Он первосвященник вечный, по чину Мелхиседека, принес Себя за людей (Пс.109:4; Евр.5:6, 10).

Что происходит по смерти Его? Бог Отец не мог оставить Его во власти тления, Иисус воскрес (Пс.15:10; Деян.2:27). Воскресший воссел одесную Бога Отца (Пс.109:1–2, 7). И вот закон начертывается на сердцах людей, в Пятидесятницу Дух Божий нисходит на апостолов и возвещает сердцам закон благодати (Иер.31:7, 31–37; Иез.36:11). И вот ведение о Иегове распространяется по всей вселенной (Ис. 9:1–3, 11:6–10). О семени Авраамом благословляются все народы земли (Быт.12:3, 22:18).

Так пророчества указывают в Иисусе Мессию Спасителя мира! Так Иисус Христос есть Тот Самый, о Котором говорили все пророки, Которого обещал послать Бог на землю для спасения людей.

Царь и пророк говорит иудеям, «почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и вы не погибли в пути вашем покланяйтесь Тому, которому «даны народы в наследие и пределы земли во владение» (Пс.2:8, 12).

Но иудеи не слушают и хотят погибнуть. Несчастное ослепление! Чего не придумывали иудейские учителя, чтобы держаться и держать учеников своих в несчастном заблуждении о Мессии Иисусе? По неприязни злостной к Мессии Иисусу, отклоняясь от предания древней церкви иудейской о Мессии, они должны были дойти и дошли до самых странных, до самых неумных толков о Мессии. То уверяют они, что вера в Мессию дело не важное, не стоит и говорить о Мессии. Но так ли верили пророки и праведники Божии? Не значит ли это совсем отказываться от веры отцов своих, от веры в возможность спасения? То боясь ясных пророчеств о времени пришествия Мессии, произносили, проклятие на тех, которые будут вычислять время пришествия Мессии. Не улика ли это упорству против истины? Не насилие ли это обличительному голосу совести? То ожидают Мессию, как царя земного и могущественного, который силою оружия заставит все народы быть рабами иудеев. Но какой пророк говорил им о таком Мессии? Мессия пророков, властитель умов и совестей, победитель суеверий и заблуждений, и царство его – царство любви и мира нерушимого (Ис.11:6–10). То толкуют они о двух Мессиях и при том разное, по одним толкам два Мессии по земной доле, – один бедный сын Иосифов из колена Ефремова, другой славный потомок Давида; а по иным толкам Мессии два по назначению – один для язычников, другой для иудеев. Но пророки знали одного Мессию, смиренного потомка Иессеева, но покоряющего все народы своему учению; они знали Мессию потомка Иудова, но никто из них не знал Мессии колена Ефремова. То внушают легковерным, что Мессия пришел, но Он в саду эдемском связан волосами жены, или Он пришел; но скрывается в Риме между прокаженными, ожидая, пока Илия объявить его в достоинстве Мессии. Судите, не басни ли это, оскорбляющие и здравый смысл и учение пророков? Нет, говорят другие, Мессия еще не пришел, и оттого, что не хранится суббота, не соблюдается обрядовый закон. Но что же после того значат проповеди пророков? Ложь! Обман! О, пусть не богохульствуют. Определения Божии, столько раз и с такою точностью назначившие и время Мессии, и обстоятельства жизни Его и великие дела Его, не могут отменяться, особенно же по причинам ничтожным, какова несохранение обрядов иудеем, особенно же когда Мессия назначен не для одних иудеев, но для всей вселенной. И какому пророку возвещено о перемене совета Божия относительно Спасителя мира? Раввину? Пусть тешится он, если хочет, своим вымыслом; но зачем он губит души легковерные нечестивым вымыслом? Так иудеям, если хотят они быть искренними учениками пророков, остается признать Иисуса за Мессию. Иначе толки их о Мессии – хаос произволов, обличающий сам себя в нечестия, сброд мнений, не только несогласных, но и противоречащих между собою. Иначе пусть они или представят верную весть пророка – почему не исполнилось определение Божие о Мессии, или покажут – в ком, если не в Иисусе Христе, исполнились пророчества о Мессии? Но ни того, ни другого они не в состоянии сделать, не оскорбляя здравого смысла. Они не могут представить удовлетворяющих причин – почему не признают Иисуса за Мессию. Если скажут они, что Иисус не был облечен величием земным, то таковым надлежало быть Мессии по пророчествам, и, следовательно, они не принимают Мессии пророков. Скажут ли, что Иисус не обнародовал нового закона, в отменение обрядового, с такою же торжественностью, с какою дан закон на Синае? Но это не правда! В виду обитателей всех стран мира, собравшихся к празднику в Иерусалим, снишел Дух святый на апостолов, которые затем, по Его наставлению, возвестили вселенной о законе благодати. Они не могут оправдать себя в том, что на место учения Христова приняли талмуд. Божественное происхождение первого видно и по высокому содержанию его, и по внешним знамениям – чудесам и пророчествам. А что такое талмуд? О том ни слова, что в пользу талмуда не было ни чудес, ни пророчеств, в нем слишком много оскорбляющего здравый смысл и чистую совесть. Например, по талмуду Бог каждый день проводит по три часа в изучении талмуда и столько же забавляется игрою с левиафаном; каждый день плачет о разрушении Иерусалима, готовит для Мессии пир из римских птиц и вин; ни один иудей не будет в аду более 12 месяцев; грозный суд Мессии поразит одних не иудеев; иудей может и обманывать, и обкрадывать, и убивать не иудея, и прочее.

О Истина вечная! Если люди не принимают Тебя, то это оттого, что им нравится все свое – и вымыслы самолюбия, как и пороки; они не хотят ни в чем отказаться от своей воли. Благость безграничная! прости упорство самолюбия нашего, посли силу Твою, дабы покорять нам злую волю свою святым уставам Твоим. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх