Слово VI. О загробной жизни, в день св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в семинарском храме
И видех мертвецы, малые и великие,
стояща пред Богом; и суд прияша мертвецы
от написанных в книгах по делом их (Откр.20:12).
Что это открывают нам? Суд за смертью каждого? Но суд прияша мертвецы, а не мертвец; видех мертвецы малые и великие, стояща пред Богом; целые сонмы мертвецов разного состояния пред Богом, а не тот или другой из умирающих. Если же верно, что и за смертью каждого бывает суд, к чему еще суд для всех мертвецов; Бог есть ум совершеннейший, для Него ошибки и замешательства невозможны и поверка суда Своего не нужна. Если однажды осужден им грешник, на суде частном, то не значит ли, что осужден он верно и непреложно, осужден на вечность, и, следовательно, не для чего быть суду другому, суду всеобщему? Смелый произвол, не задумываясь при том, идет далее и говорит, не есть ли суд всеобщий только мнение людей известного времени и известного разряда?
Торжествующие память св. Богослова! Отличием св. Иоанна от прочих апостолов служит и то, что он по преимуществу пророк нового завета. Он видел и показал нам тайны недозримой будущности; видел тайны решения последних судеб мира. Чтобы почтить память тайнозрителя, приблизимся к разумению открываемых им тайн разрешением вопроса о нужде суда всеобщего после частного.
Нужен суд всеобщий после частного, во-первых, для окончательного распределения наград добрым и наказания злым.
После частного суда награждается или наказывается душа, но не весь человек. Между тем не участвовало ли тело в добрых подвигах праведника и в преступной неге нечестивого? Не оно ли томилось от поста и трудов у подвижника? Не оно ли млело в похотях у грешника? Не оно ли страдало в пытках и темнице у исповедника веры, или у жертвы неправедного суда человеческого? Не оно ли веселилось каждый день у беззаботного богача? Пусть тело орудие души; но и для орудия есть свой устал, нарушение которого не должно остаться без возмездия. Пусть преимущество деятельности остается в человеке за душою; но есть деятельность и в теле, и в нем грех может или властвовать без границы, или смириться до бессилия, и тело немощное может носить в себе мертвость Господа Иисуса и участвовать в страданиях Христовых (2Кор.4:10), или быть открытым врагом креста Христова (Флп.3:18). Как же правда Божия оставит без внимания деятельность тела, оставит без суда столь важную часть организма человеческого? Нет, пусть не обманывают себя мечтами, весть Господь неправедники на день судный мучимы блюсти, наипаче же во след плотские похоти сквернения ходящие (2Пет.2:9–10). Нет, надобно и телу явиться на суд вместе с душою, чтобы совершилось полное воздаяние деятельности человека за дела души и тела. Всем явитися нам подобает пред судищем Христовым, да приимет кийждо, яже с телом содела, или блага или зла (2Кор.5:10).
Правда Божия точна. Она не может не отдать каждому своего. Думаете ли, слушатели, что душа по разлуке с телом остается без действия? Все мы верим, что и по разлуке с телом душа живет. Если же живет она, то и действует. Жить и не действовать нельзя. Св. писание говорит нам, что души святых, находясь у престола Божия, служат Богу и Агнцу, славят величие и благость Божества (Откр.7:9–10). Божественное писание говорит нам, что святые молятся за бедных странников земли по любви к ним, и молитвы, возносясь к Богу, как благовонный фимиам, низводят дары Божии на землю (Откр.8:3–5). Не новые ли это дела святых Божиих? Не новые ли подвиги святой любви их? Души нечестивые, по разлуке с телом, также продолжают свои дела, умножают свои преступления. Они здесь любили грех, и там его любят; нажитые страсти – ненависть, злоба, гордость, тщеславие не спят в душах и за гробом; здесь они были непризнательны к Богу; там в ярости за свою горькую судьбу они хулят Бога, винят Его в несправедливости и строгости. Не новые ли это нечестия нечестивых, призывающие суд строгой правды? Не новые ли дела беззакония, требующие возмездия? Не забудьте еще и то, что сеятели нечестия и на земле продолжают действовать после своей смерти. Люди развратные, враги чистой веры и истины, примером жизни, учением, писаниями образуют общества последователей и действуют на погибель, людей, по разлуке с землею. Апостолы и пророки по ныне созидают церковь Христову; святители Божии, учители благочестия поныне остаются отцами-воспитателями духовной жизни. Точно так Арии и Магометы, Лютеры и Вольтеры доселе действуют во вред церкви Христовой, носятся как зараза над землею и губят сердца человеческие. За все эти дела суд частный не воздал должного делателям правды и беззакония. Они ждут себе приговора и приговор правды Божией объявлен будет на суде всемирном.
О! будет суд всемирный после суда частного; будет и для оправдания судеб Божиих пред вселенною.
Печальна на земле участь любящих Господа. Вси хотящий благостно жити о Христе Иисусе гонимы будут, сказал св. апостол (2Тим.3:12). И это выполняется по ныне, так или иначе, но выполняется. Позор быхом миру и ангелом, и человеком, яко же отреби миру быхом, всем попрание, говорит апостол от лица всех подобных ему (1Кор.4:9, 13). Такая участь благочестивых тем более печальна, тем более составляет предмет недоумений для самих благочестивых и предмет злостной радости для душ худых, что люди дурные, люди, не уважающие ничего святого, являются в земной жизни счастливцами, богаты и веселы, в почете и известности. Даже и Давид, муж по сердцу Божию, по временам смущался земною долею грешных и праведных; и он говорил, «вот эти нечестивые счастливцы умножают богатство; так не напрасно ли я очищаю сердце и омываю невинностью руки мои?» (Пс.72:13). Пусть на суде частном каждый получает воздаяние за дела свои и правда Божия оправдывается пред благочестивою душою в её земной судьбе. Но соблазн, возбуждаемый земною долею грешных и праведных, простирается далеко; он касается всего мира, и духов бестелесных и людей немощных. Не настоит ли необходимость, чтобы судьбы Божии оправдались пред целою вселенною? Праведные были зрелищем для ангелов и людей на земле, были предметом презрения и насмешек для мира нечестивого. Быть не может, чтобы пред теми же ангелами и людьми не явились они в славе, достойной подвигов их? Мир нечестивый должен будет наконец и против воли своей признать, что верховный Владыко столько же мудр и благ к благочестивым, сколько строг и правдив к нечестивым.
Не только по отношению к людям, но и по отношению ко всему миру решение тайн Божиих заключается в спасении мира Сыном Божиим. Здесь, в Сыне Божием – Спасителе вселенной, слава Божия открылась в дивном величии. Но признает ли мир эту чудную славу Божию? Признает ли он Иисуса Христа тем, чем надобно признавать Его? Мир нечестивый не хочет признавать Иисуса Господом; упорство его еще не побеждено. Хотя власть духов злобы и стеснена именем Иисуса на земле; но еще не совсем прекращено влияние их на людей. Против греха даны Спасителем человечеству благодатные силы, и виновность греха принята им на Себя; но смерть – плод греха еще царствует в мире. Не воздыхает ли и вся тварь о свободе, которой лишил ее человек? Уже ли все это так и должно остаться навсегда? О! нет, зло физическое и зло нравственное, при мысли о Творце мира, показывают собою, что слава Божия когда-либо оправдается пред вселенною в их земном существовании. Для благочестивых эта слава Божия видна и на земле в Сыне Божием. Остается быть тому, чтобы вся вселенная и против своей воли признала славу Божию в Сыне Божием; остается, чтобы все враги Иисуса признали в Иисусе воплощенную любовь Божию. И это будет. Узрят Сына человеческого, грядуща на облацех с силою и славою многою (Мф.24:30). Вся вселенная, смятенная ужасом, почувствует силу Его. От земли до ада прострется суд Его, от людей до духов отверженных все выслушают приговор Его и выполнят с точностью. Тогда и последний враг упразднится, смерть (1Кор.15:25–26). Как верным Христовым не ожидать откровения славы Господа своего? Понеже приобщаетеся Христовым страстем, радуйтеся, яко и в явлении славы Его возрадуетеся веселящеся (1Пет.4:13).
Так кто может считать мечтою людей будущий суд всемирный? Ругатели, по своих похотех ходяще, отвечает св. апостол (2Пет.3:3). Люди наглые, для которых нет ничего святого, которые живут по наклонностям испорченного сердца и уважают лишь то, что льстит нечистым страстям их; вот какие люди могут отвергать суд всемирный. Значит, никакой порядочный человек, у которого не испорчен смысл и сердце на месте не может идти против суда Божия. Значит, все те, для кого дорога истина и свято благочестие, всегда были и всегда будут против отзывов людей – ругателей. Таков суд апостольский о суде всеобщем. Вслух мудрецов язычества сказано, что только безумие может не верить всемирному правосудию (1Кор.15:36, 52). Членам знаменитого ареопага объявлено, что «назначит Бог день, в который будет судить вселенную праведно, посредством предопределенного Им мужа» (Деян.17:31). Правда, иные отказались слушать эту проповедь (Деян.17:32); но сколько дело этих людей не служит к их чести, столько дело апостола говорит о всемирной важности его проповеди. И пред язычниками, и пред иудеями, и пред верующими, и неверующими, и пред детьми, и пред зрелыми в жизни духовной повторялась проповедь о суде всемирном; мысль о сем суде поставлена апостолами в числе даже начальных истин христианства (Евр.6:2). Значит, это есть мысль для всех святая, как для всех свята должна быть истина.
В смирении сердец наших молим мы долготерпеливую благость Твою, Господи, молитвами тайнозрителя Твоего, даруй нам дух сокрушения о грехах наших, чтобы явились мы на суд Твоей правды без стыда за жизнь свою. Аминь.