Слово VI. Христос рождается, славите
О, как не славить Отца небесного, если Христос рождается! Кто для нас Христос? Он – все, и свет, и радость, и блаженство вечное. Все, что нужно для высших, духовных потребностей наших, все, чего не могли доставить людям ни лучшие философы, ни лучшие законодатели, ни лучшие служители религий древних, – все подает Христос. Как же не петь хвалы, если Христос рождается!
Но вот и в нашей стране известны чада Израиля, которые упорно повторяют, еще не родился Христос.
Во славу небесного Отца, поучимся из откровения Божия, родился ли Христос?
От кого надлежало родиться Христу?
Пророк Божий Исаия предсказывал, возникнет ветвь от пня Иессеева и отрасль от корней его изнесет плод. И почиет на Нем дух Иеговы, дух премудрости и разумения, дух совета и мужества, дух ведения и страха Иеговы (Ис.11:1–2). Затем, пророк видит во время потомка Иессеева необыкновенный мир и повсеместное знание Иеговы (Ис.11:6–9), благоговейные надежды язычников на Него (Ис.11:10), собрание рассеянных чад Израиля (Ис.11:11–13), необыкновенные победы его над народами (Ис.11:14–16).
Как видите, здесь все черты царя и царства таковы, что их нельзя приложить ни к какому царю земному, и они принадлежат только одному Мессии. Самый Давид, муж по сердцу Божию, не имел тех высоких качеств, какие пророк видит в своем царе. От какого земного царя можно ожидать такого чудного мира, чтобы волк жил вместе с ягненком и дитя играло с аспидом? И этот мир поставляется еще в связи с повсеместным распространением познаний о Иегове и с победами духовными над народами. Земные властители никогда не дадут такого мира. Некоторые черты сего потомка Иессеева те самые, которыми обыкновенно изображался Спаситель мира в откровении Божием. Поражение нечестивого напоминает о сокрушении главы древнего змия Быт.3:14–15. Иаков и Давид также говорили, что Мессия – надежда язычников и предмет благоговейного поклонения. Предание иудейское также признавало в этом пророчестве Исаии – Мессию; например, древний иудейский катехизис говорил, «Бог пошлет Мессию... Мессия будет от семени Давида, отрасль Иессея вифлеемлянина». Итак, по пророчеству Исаии, Мессия будет потомком Иессея, или что тоже – царственного дома Давидова. И заметьте, в каком виде пророк выставляет царственное племя Иессея при рождении Мессии. «Возникнет ветвь» не от живого, сильного, цветущего ствола, а от «пня», – от дерева, срубленного до корня. На такое происхождение указывает и второе полустишие, отрасль от корней его понесет плод. Итак, царственное племя Давидово, которое во время пророка было столько славным и сильным, в то время, когда родится от него Христос, будет в крайнем унижении и бессилии. Теперь сличите это пророчество с историей Иисуса, сына Мариина. Евангелисты сохранили для нас поколенную роспись предков Иисуса. У нас слушают чтение её со скукою, почтя с неудовольствием. Напрасно! Это – ответы на голоса пророков о Мессии. Здесь видим, что как Мария, так и Иосиф были потомки Давида. Но какие это бедные потомки? Предки сильные – цари, а Иосиф – плотник и Мария – незнаемая Дева. Видите, с какою точностью исполнилось слово пророка в лице сына Марии. Какая же совесть, какой смысл могут говорить после того, что Христос еще не родился?
Послушаем еще пророка.
Пророк Божий говорит: се Дева зачнет и родит сына и наречет имя Ему, Эммануил (Ис.7:14). Самое имя младенца. Эммануил, показывает, что предсказывается о рождении лица необыкновенного, каким мог быть только Мессия. Эммануил означает, с нами Бог; следовательно, это такое лице, в котором Сам Бог имеет жить с людьми, иначе – которое будет и человеком, и Богом. Самые обстоятельства, при которых возвещено о рождении Эммануила, также говорят, что идет дело о Мессии. Два царя, сирский и израильский, восстали на иудейского царя Ахаза, с решительным намерением истребить дом его, царственный дом Давида, и возвести на престол династию другую (Ис.7:6). Это привело в ужас Ахаза и всех иудеев (Ис.7:2). Пророк уверяет именем Божиим, не пребудет совет сей (Ис.7:7). И предлагает Ахазу просить у Бога, какого угодно, знамения. Но Ахав надеялся всего от людей, а не от Бога. Пророк обращается к народу и говорит, «Сам Господь дает вам знамение, – се Дева во чреве приимет и родит сына и наречет имя Ему: Эммануил». Знамение, вполне утешительное и убедительное, если указывается на рождение Мессии. Это значит, что и дом Давидов будет еще цвести и все лучшие надежды Израиля тверды, покоясь на Мессии. Но никакого нет утешения, никакого нет даже смысла в словах пророческих, если разуметь их о рождении обыкновенного лица. Мало и того, пророк сам объясняет нам Эммануила. В последующем пророчестве (Ис.8:1–9) он изображает потомка Иессеова властителем Иудеи вместе опять называет его Эммануилом (Ис.8:8). Потом говорит: родится нам дитя, дан будет сын, на раменах которого владычество и наречено будет имя Ему, чудный советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис.9:6). Какая величественная личность! Скажите, у кого ум на месте, придет ли на мысль видеть в этом лице царя земного? «Бог крепкий, Отец вечности» – ужели это человек? Так несомненна истина, что пророк предвозвещает рождение Мессии. От кого же, как родится Христос? Се Дева во чреве приимет и родит. Еврейское название раж дающей (алма) означает не женщину замужнюю, а, собственно, деву, деву чистую, непорочную. Таким именем называются девы тимпанницы (Пс.77:26), юная и до смерти девственная Мариам (Исх.2:8), девы, любящие жениха – Христа (Песн.1:2). Такою представляется матерь Эммануила и по цели пророчества. Пророк указывает на знамение, на событие, не принадлежащее к кругу действий обыкновенных, совершающихся по порядку природы, но на действие чудесное, ознаменованное печатью непосредственного присутствия силы Божией. Так Дева непорочная, чистая, зачнет и родит Эммануила. Не исполнилось ли и это пророчество в рождении Христа Иисуса? Иисус родился от Девы непорочной, не познавшей мужа. Како будет сие, говорит Дева Мария, идеже мужа не знаю? И отвечав ангел, рече ей, Дух Святый найдет на тя и сила Вышнего осенит тя (Лк.1:34–35). Рождение Иисуса есть чудо из чудес, ибо Бог является во плоти. Более великого чуда, более сильного знамения нельзя и представить в уме. Велия благочестия тайна – Бог явился во плоти (1Тим.3:10), говорит апостол. Самый небесный вестник объяснял возможность рождения Иисуса только тем, что не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк.1:37). Как же не говорить вместе с евангелистом, все это было так, как предсказал пророк, се Дева во чреве приимет и родит сына и нарекут имя Ему Эммануил, что значит, с нами Бог (Мф.1:22–23).
Пророк Михей, современник Исаии, предсказал, а ты Вифлеем Евфрафа! ты мал, чтобы быть тебе в ряду с тысячами Иудиными, но из тебя произойдет мне тот, кто будет владыкою израилевым, которого происхождение из начала от дней века (Мих.5:1).
Уже одно то, что описываемый владыка, вместе с тем, как произойдет из Вифлеема, имеет еще происхождение предвременное, вечное, показывает в нем вовсе не лице обыкновенное. Дела царственного владыки также таковы, что могут быть только делами Мессии. Он, по словам пророка, соберет рассеянного израиля и распространит славу Иеговы до пределов земли (Мих.5:3–5), он истребит между израильтянами все суеверия и совершит суд над народами (Мих.5:10–15). Показывая время, когда будет совершаться собирание рассеянных, св. Михей говорит, «Он (Иегова) предаст их, доколе не родит имеющая родить». Кто не видит, что св. Михей указывает на ту, которая, по словам Исаии, будучи Девою, зачнет и родит Эммануила? И древние иудеи твердили, что пророчество Михея относится к Мессии. Ионафан, живший до рождества Христова, слова пророка, «из тебя мне произойдет старейшина», переводил так, «из тебя мне прозойдет Мессия». Представители церкви иудейской, первосвященники и книжники, на вопрос Ирода, где должно родиться Христу? отвечали, в Вифлееме иудейском, и сослались на слова пророка Михея (Мф.2:4–6). Итак, Мессия должен родиться в Вифлееме. Где родился Иисус, которого в последствии называли назарейским учителем? В Вифлееме иудейском. И что еще замечательно, обыкновенным местом пребывания Иосифа был Назарет; там пребывала и обрученная Мария. Но вот неожиданно, по случаю новой переписи, Иосиф, не без отягощения для бедного своего быта, идет в Вифлеем, потому что был из дома и рода Давидова; Мария прибыла вместе с ним в Вифлеем. И здесь родила сына-первенца (Лк.2:6–7). Не ясно ли, что все это совершалось так, как надлежало быть по пророчеству св. Михея о Мессии?
Итак, Христос рождается, славите; Христос с небес, сретайте. Воспойте людие, яко прославися. Аминь.