Слово в Вербное воскресение
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Много раз Господь говорил апостолам, что Ему предстоит пострадать от язычников и неверующих иудеев, умереть и в третий день воскреснуть. То же самое он повторил и в Своем последнем путешествии в Иудею, куда Он прибыл по случаю смерти Лазаря. Он совершил величайшее из чудес в Вифании, воскресив из гроба четырехдневного Лазаря, уже смердящего. Весть об этом чуде разнеслась по всем окрестностям и дошла до Иерусалима; все прославляли Господа за такое чудо, но некоторые из иудеев доложили членам Синедрина об этом чуде. Те собрали совет, на котором решили убить не только Иисуса, но и Лазаря. И вот после воскрешения Лазаря для Господа была устроена вечеря в доме Лазаря. Мария принесла сосуд драгоценного мира и возлила в обилии на Господа. Один из учеников — Иуда Искариотский роптал на такую трату драгоценного мира и говорил: лучше бы продать это миро за З00 динариев и раздать нищим. Так он говорил не потому, что заботился о нищих, а потому, что был вор, как сказано в Евангелии: он был казначей, носил денежный ящик при себе и думал из этих денег, вырученных от продажи мира, взять часть себе.
Мария смутилась от слов Иуды, но Господь успокоил ее, сказав: «Что смущаете женщину? Она доброе сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению». (Мф. 26, 10-12).
Таким образом, в недовольстве Иуды таилось два рода зла: воровство и второе — желание разрушить предначертание Божие — что Бог Отец определил приготовить Своего Сына к погребению, то Иуда, а вернее сатана, который в Иуде, хотел все это разрушить. Это для нас назидание: как сатана под видом добра делает зло. Вот и многие из нас, может быть, много делали добра, но это добро может быть злом, радостью для сатаны. Господь сказал: «Смотрите, как вы молитесь». Фарисей много молился, постился, творил милостыню, однако же Господь его осудил. Чтобы узнать, добро мы делаем или зло, посмотрим, что мы чувствуем в себе, когда молимся или творим милостыню. Если мы превозносимся своим доброделанием, то это не добро, а зло; оно исходит от духа злого. А если не превозносимся, но смиряемся, то это есть добро.
Дальше нам святой Евангелист повествует, как Господь велел своим ученикам привести к Нему молодого осленка, на которого еще никто не садился, и поехал на нем в Иерусалим. Не в золотой колеснице с войском, как въезжали цари в свою столицу. Старая ослица — мать осленка, шла за своим детенышем сзади.
По толкованию Иоанна Златоуста осленок означает обузданный языческий народ, на которого никто не садился, то есть ни закон, ни страх, ни ангел, ни пророк, ни писание, — но только Един Бог — Слово. Необученный осленок пошел спокойно и благочинно, и язычники, подобно ему, скоро и охотно покорились Господу. А ослица, символизируя иудейский народ, идет позади. Когда Господь усвоит язычников и приведет их в полноту Богообщения, в Церковь, тогда и иудеи придут к Нему.
Народ встретил въезд Господа в Иерусалим на молодом осле очень торжественно, как царя: резали ветви с деревьев, постилали свои одежды под ноги Господа, восклицая радостно: «Осанна Сыну Давидови! Благословен, Грядущий во имя Господне, Осанна в вышних» (Мф.21,9). Причиной такой радости были многочисленные чудеса и благодеяния Господа для народа и особенно последнее чудо: воскресение четырехдневного Лазаря. Все радостно восклицали и хотели видеть Господа, и особенно дети прославляли Господа торжественными криками. Среди такого торжества и веселия одни только книжники и фарисеи — руководители иудейского народа, исполнены были злобной зависти и сделали замечание Иисусу Христу: почему Он позволяет так прославлять Себя, как Бога, ведь это богохульство; они просили Его, чтобы Он запретил детям восклицать: «Осанна Сыну Давидову», но Господь на это сказал, что если они умолкнут, то «камни возопиют» (Лк. 19, 40).
Этим Он подчеркнул, такое прославление и подобает Ему- что Он и есть Сын Божий. Для вразумления этих ослепленных вождей иудейского народа Господь привел пророчество из писаний пророка Давида о совершающемся торжестве, которое есть исполнение этого пророчества: «Из уст младенцев и грудных детей Tы устроил хвалу» (Пс. 8, 3).
Но среди общего веселия Господь был печален и плакал об Иерусалиме, скорбел о погибели его, так как жители его - иудеи не узнали посещения Господа и особенно руководители иудейского народа скорее других могли бы узнать своего Мессию, так как знали все пророчества; но их ум был ослеплен ожиданием земного царя-завоевателя, который освободил бы их от рабства римлян и сделал бы господами всех народов. Вместо ожидаемого ими земного царя явился Небесный Царь, Который проповедовал смирение, покаяние в грехах, самоотвержение и говорил, что Царство Егo не от мира сего, то есть что Он духовный царь и пришел освободить от рабства греха все народы мира сего. Иудеи, в большинстве своем, не приняли учения Eгo, отвергли, а потому и Он должен оставить этот дом Божий - Иерусалим пустым, отвергнуть его, а призвать языческий народ к христианству. Так Господь плакал о неверующих иудеях, не узнавших посещения Его.
Но посещает ли нас, христиан, Господь, и узнаем ли мы посещение Eго? Да, посещает, и даже, бывает, что и больше посещает, чем иудеев. Чем же Он нас посещает - Он посещает нас войнами, морами, гладами, пожарами и всякими бедствиями; но мы часто не узнаем этих посещений Господа. Вместо того, чтобы благодарить Его, мы начинаем роптать на Бога, когда нас постигают большие бедствия. Господь посылает нам такие бедствия, чтобы привлечь нас к себе, собрать воедино, как птица собирает птенцов своих. Кого Господь любит, того и наказывает. Он бьет нас иногда слабо, иногда сильно. Если Он бьет нас слабо, и мы узнаем Его посещение, то сразу же эта скорбь и отходит от нас. Если же мы не узнаем Его посещение, то Он начинает нас бить сильнее. Чем больше скорбь, тем ближе Бог; чем темнее ночь, тем ярче звезды.
Земной отец наказывает своих детей не потому, что ему так нравится наказывать, а потому, что он хочет, чтобы его дети были хорошими. Так и Небесный Отец наказывает нас – Своих детей, для того, чтобы мы исправились для вечной жизни. Если у нас все хорошо, в семье все здоровы, все благополучно, мы забываем, от кого мы получили это здоровье, благополучие и не благодарим Бога, предаваясь плотским беззакониям на погибель своей души. Этим мы раздражаем Бога, Который любит нас больше, чем самих себя; поэтому Он нас и посещает чтобы очистить нас от грехов и пристрастий мирских и привлечь всех к покаянию.
Иудейский народ торжественно принял своего Царя, прославил Его, как великого Чудотворца, но и быстро изменил Ему. Через несколько дней после торжественных криков «Осанна!» они уже кричали: «Распни, распни Его!» (Лк. 23, 21). Это служит для нас назиданием.
Разве только одни иудеи так изменчивы и непостоянны? Нет, и мы христиане также изменчивы и непостоянны, так, что даже трудно узнать, добрые мы или злые, так как в одно и то же время можем делать добро и зло. Вот мы усердно молились, каялись, постились и причащались Святых Христовых Таин, соединяясь с Господом таинственно, непостижимо.. но, придя домой, мы очень быстро изменяли Ему и начинали усердно гневаться в своей семье на своих домашних, ругались с соседями, завидовали, осуждали, клеветали, и всем этим изгоняли из своего сердца дорогого Гостя Сына Божия, крича Ему вслед, как древние иудеи: «Распни, распни Его».
Будем же мы осторожней не будем ничем оскорблять Своего дорогого Гостя, Небесного Царя, сохраним «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» (Мф. 21, 9) на все дни нашей жизни. Аминь.
Источник: Архимандрит Алипий (Воронов). Жизнеописание, воспоминания, проповеди, поучения, стихотворения. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2014. Стр. 156.