Слово в вербное воскресенье. (18.04.76)
Слово в вербное воскресенье. (18.04.76)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Мы вступаем в Страстную седмицу. Воспоминание о входе Господнем в Иерусалим с ней связано — оно подготавливает нас к Страстной седмице, готовящей нас к Святой Пасхе. Но совершенно так же этот праздник связан с воскрешением Лазаря. Поэтому и в тропаре поётся об общем Воскресении, которое засвидетельствовано было в этом воскрешении.
Вход Господень в Иерусалим — это шествие Господа Иисуса Христа к страстям, к кресту своему. Но оно было совершено особенным — этот вход в Иерусалим был царским входом. Господь Иисус Христос никогда не отрицал того, что Он есть царь. При этом, Царь царства не от мира сего, но, всё-таки — царь. Не от мира сего, но такого царства, которое всё-таки будет и на земле, братья и сёстры, о чём пророчествовали ветхозаветные пророки. Мы ведь и молимся о пришествии Царствия Божия на землю, Царства Небесного. И оно когда-нибудь придёт непременно…
Но что же это за Царство и каков его Царь — Господь Иисус Христос? — Этот Царь царствует не силой, а любовью! Этот Царь царствует не властью, а сострадательной любовью и жертвой. Этот Царь царствует совершенно скрытым для людей образом своего царствования: скрытым «зраком раба», который Он принял на себя — кротостью и смирением!
Такого царя на земле быть не может, такого земного царя не бывает: не было и не будет никогда! Это царство действительно «не от мира сего». Оно — Царство сострадательной любви, силою которой подаётся единственное счастье и единственная настоящая радость людей — спасение, избавление от зла. Той самой силой сострадательной любви, которая была явлена потом в Иерусалиме в страданиях на кресте, в смерти и Воскресении!
Но перед тем, как вошёл Господь Иисус Христос в Иерусалим, Он явил свою царственную власть, воскресив из мертвых Лазаря — четырехдневного покойника! И воскресил той самой силой, которой воскрешён будет и каждый из нас, братья и сёстры. Той самой силой, котороя соединила тело и душу Господа Иисуса Христа после Его — Богочеловека смерти в Воскресении. Два раза Господу было угодно явить свою царскую власть здесь, на земле. Два раза Он показал, что Он имеет эту власть над всей вселенной, над всеми законами космического бытия, над всем миром! Один раз Он явил Свою царскую славу на горе Фаворе, братья и сёстры, перед несколькими своими учениками, когда они вдруг увидели славу Царя Небесного. В той красоте, которая была явлена, и в той её силе, которая обернулась силой сознания абсолютного добра, соединённого с этой красотой, с самой истиной на горе Фаворе. И второй раз являет царственное своё достоинство, силу и величие, прожив всю земную жизнь в таком смирении и сокрытии этой славы, во время входа в Иерусалим, когда он Его встречает как царя. Ведь Он этой встречи не отталкивает, не отвергает, не запрещает Себя встречать так, как и должно встречать царя. Только Он не на коне въезжает — на ослике! А за Ним идёт старая ослица; она символизирует Ветхозаветную Церковь, а ослик — Новозаветную…
Вот как Он вошёл в Иерусалим. Дети, встречая Его, кричали: «Слава! — Осанна в вышних!» И не только дети — все! Все почувствовали эту правду царственного Его служения и царской Его власти над всем творением, совершенно особенной — власти не от мира сего, и царства не от мира сего, но Царства.
Братья и сёстры, праздники двунадесятые, как сегодняшний, всегда связаны с воспоминаниями событий, касающихся домостроительства нашего спасения и имеющих для него особенное значение. Обыкновенно, праздники двунадесятые имеют не только воспоминательную, а и совершительную силу — совершается что-то в это время: совершается то, что совершалось тогда! Что, например, совершалось во время Преображения? Тогда, явленная в этом мире красота хотя и исчезла, и погасла на Фаворской горе, но она в мире осталась и действует спасающей благодатью и силой этой Божественной красоты, явленной на Фаворской горе, невидимо очами нашими преображающей мир.
И наши русские святые могли показать эту присутствующую в мире красоту, явленную на Фаворской горе. Серафим Саровский открыл её своему ученику Мотовилову. Нимбы, которые мы рисуем вокруг святых, как раз и говорят нам об этой красоте. Этот нимб славы Божьей вокруг чела, вокруг лица человека Серафим Саровский явил своему ученику. Он показал, какая красота оставлена в мире и сокровенно действует до того часа, когда она откроется всем и вся. То же самое действие совершительное имеет и сегодняшний праздник входа Господня в Иерусалим.
Царство Божие мы с вами как будто нигде не можем увидеть на земле. Так всё не похоже на царство любви, на царство, в котором смирение и кротость торжествуют и открывают в людях столько красоты, столько добра — образ Божий. Где оно? Мы его не видим. И кажется иногда, что оно и не может быть на земле осуществлено. Но все ветхозаветные пророки Божьи пророчествовали о том, что Царство Божье будет, придёт на землю. И мы с вами знаем, что Оно явилось однажды: показал Господь Иисус Христос, что Он — Царь Царства Небесного и здесь на земле. В течение одного дня — во время входа в Иерусалим, Он показал, что оно будет, непременно, придёт на эту землю, непременно!
В этом — смысл, не только воспоминания, а и празднования входа Господня в Иерусалим сегодня, накануне Его крестных страданий, накануне Его мук…
Не будем терять эту надежду никогда, будем укрепляться в вере своей в то, что непременно придёт Царство Небесное. И будем стараться делать всё, чтобы вокруг себя установить то, что свойственно, что должно быть в Царствии Небесном, что может быть, и будет. «Работайте Господеви со страхом и радуйтесь Ему с трепетом!» Аминь.