Слово в Великую Среду после Литургии в Храме Христа Спасителя, 2019
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Господь сподобил нас достигнуть среды Страстной седмицы. В последний раз мы прочитали молитву преподобного Ефрема Сирина и теперь, полностью закончив поприще Святого и Великого поста, входим в особые дни воспоминаний о страданиях, смерти и Воскресении Господа и Спасителя нашего.
Сегодня по уставу читается Евангелие (Мф. 26:6-16), в котором повествуется о женщине, помазавшей ноги Спасителя драгоценным миром, и об Иуде, который, взирая на ее жертву, принимает страшное решение продать за деньги своего Учителя.
Очень часто, встречаясь с тем или иным человеком, мы задаем себе вопрос, хороший он или плохой. Иногда просто из любопытства, иногда потому, что стремимся понять, стоит ли вступать с ним в какие-то отношения, например, связать себя узами брака. Так вот, лучший способ получить ответ — это понять, готов ли человек на жертву. А все остальное вторично. Если нет доброты в сердце, то человек способен и на греховные деяния, и даже на преступления — с таким точно не стоит связывать свою жизнь.
Способность делать добро есть не что иное, как выражение самой существенной стороны человеческой души. Не может добрый человек не делать добра. Женщина грешная, блудница, будучи изгоем общества, приходит к Спасителю и возливает на Его ноги драгоценное миро, которое, может быть, стоило всех накопленных ею денег. И Господь, прозревая внутреннее состояние этой женщины, прощает ей все грехи (Лк. 7:36-50). И если мы чувствуем, что согрешили, если мы чувствуем, что сделали что-то нечистое, греховное, скверное, то единственный путь обрести благоволение в очах Божиих и прощение — сделать добро тем, кто в нем очень нуждается.
Нам иногда кажется, что мы, сделав какие-то гадкие дела и исповедовавшись в них, автоматически получаем разрешение грехов. Однако нужно понимать суть и смысл исповеди. Через исповедь происходит воссоединение согрешившего человека с общиной, которая сподобляется причастия Святых Христовых Таин. Но что происходит на небесах, мы не знаем, и совершенно очевидно, что не через каждую исповедь прощаются все грехи. Даже если человек исповедуется перед смертью, это не означает, что он святым и безгрешным переступает границу земной жизни, что он без грехов предстанет пред Божественным судом. Что же действительно освобождает нас от грехов? То, что освободило блудницу, возлившую миро на ноги Спасителя, — совершение добра. Не формальное, не по принуждению, не ради того, чтобы поддержать свою репутацию, не ради того, чтобы показаться добродетельным, а искреннее совершение добра, так, чтобы правая рука не знала, что делает левая. Через совершение добра мы сподобляемся получить разрешение наших грехов от Самого Господа.
Вот таким смыслом наполнен сегодняшний день, в который мы получаем напутствие и на дальнейший жизненный путь, и на прохождение святых дней воспоминаний о страданиях Спасителя и празднования Святой Пасхи — с новым пониманием того, как нужно жить, что должно быть в центре нашей жизни, чем бы мы могли угодить Богу и получить прощение грехов, избавление от всего того, что тяжким бременем ложится на совесть. Да поможет нам Господь не только приносить покаяние словесно, но и совершать добрые дела — во благо тех, к кому они обращены, и во спасение собственной души. Аминь.