Слово в великий пяток. 1848 г.
Той язвен бысть за грехи наша, и мучен
бысть за беззакония наша (Ис.53:5).
Итак, вот чем окончились ожидания веков – смертью позорною Ожиданного! Вот на чем остановились взоры праведных, следившие за жизнью обетованного, – на кресте разбойников! Помазанник потреблен (Дан.9:26); Святый Божий причтен к злодеям (Ис.53:12); Царь и священник Вышнего, великий пророк и посланник неба (Пс.49) поруган, измучен, покрыт ранами, умирает! И как же доведен Он до того? Один из Его же учеников продал его, и предал на смерть лобзанием (Лк.22:47). О, Боже праведный! Кому явственна мышца Твоя? (Ис.53:1). За что так унижен, обесславен, истерзан сей Сын человеческий?
Много было людей, которые судили и осуждали Господа Иисуса. И архиереи – люди, посвященные правде; и книжники – люди ученые, хорошо знавшие закон; и фарисеи – люди, считавшие себя праведниками и, как казалось, ревновавшие о правде; и старцы народа – мужи, почтенные доверенностью общею за седину лет, – судили и осуждали Иисуса, как преступника. И народ кричал; возми, возми, распни Его; и царь Ирод осмеял Его; также и воины ругались над Ним, и, подходя, подносили Ему оцет, и говорили: если Ты Царь иудейский: спаси Себя (Лк.23:36–37); и слуги плевали Ему в лице, били Его по ланитам. Кого недоставало к числу осуждавших Иисуса? Тут были люди всякого сословия, всякого состояния. И ужели тогда, как было столько людей, они думали и говорили неправду? Братия! Остережемся судить, о ком бы то ни было, по слуху, по наружности. Вот пред нашими глазами пример несправедливых суждений людских! Доведен до самой позорной смерти, доведен до гроба Святейший из святых. Как это случилось? Народ увлечен был своею доверчивостью к другим, и только по примеру, по внушению нескольких, изрыгал хулы на святого. Воины, поощренные слабостью своего начальника Пилата, легкомысленно следовали за толпою. Слуги спешили угодить воде господ. Первосвященники, книжники, фарисеи, главные виновники греха, судили и осуждали ослепленные страстями, которые обнаруживались в словах и делах их. И вот составился суд – образец неправды, вопиющий на небо. О, ужаснемся, братия, произносить суд и осуждение другому. Ужаснемся особенно тогда, когда никто и ничто не призывает нас произносить суда над другим.
Видите ли при кресте Иисуса пример тому, как спасительно для нас судить себя самих, а не другого, и так, поступая таким образом, мы можем быть близки к тому, чтобы произнести самый верный суд о других? Разбойник, открытый разбойник, который и сам не отрекается от того, что он разбойник, приглашается с креста прямо в рай. Днесь со мною будеши в раю, говорит ему Господь распятый. Как это так? Разбойник в раю! За что? Каким путем? Очень простым, братия! Целые тысячи говорили о Господе Иисусе: да пропят будет, и говорили потому, что слишком мало думали о своих грехах. А разбойник напротив – думал о себе, о своей участи, о своих делах, которыми доведен до креста, и которые могли довести его еще далее – до ада. Тяжка казнь крестная: но он не сравнивал сей своей казни с грехами, с злодеяниями чужими; он говорил только: это по делам моим; я получаю, что заслужил. Полный чувством своей виновности, сокрушаясь о своих худых делах, он не хотел худо думать ни о ком, тем менее о Том, о Ком прежде, как слышал он, все говорили, как о пророке, как о посланнике Божием, как о Спасителе людей. Представляя себя на краю погибели, без надежд на себя, он обратился душою к тому праведнику, который был другом грешников; ничего не ожидая от себя, ожидал лучшего только от ожиданного веками неповинного; несправедливость собрата к Праведнику дала глубже чувствовать только свою неправду. И вот – из скорбной души его исторгается не только исповедь, но исповедание веры, не только суд верный о Праведнике, но и молитва искренняя к Господу и Спасителю. Один из повешенных злодеев, злословя Его, говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой, напротив, того унимал ею, и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены праведно; ибо достойное по делам нашим приняли мы. А сей не сотворил ни единого греха. И он сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидеши во царствие Твое (Лк.23:39–42). Вот путь ко спасению и к истине! Разбойник хающийся проповедует такую правду, которой не видели на тот раз целые тысячи считавших себя праведными.
Кого из вас обличит Меня о грехе, говорил Христос Иисус врагам Своим? И враги молчали; они сознавали, они чувствовали, что на Его жизни не было ни одного пятна. Он, и как Сын человеческий, был Агнцем непорочным и чистым, не знал греха, и лесть не была в устах Его. Для всего святого пример в Его жизни, и ничему оскорбительному для чистой совести нет примера в Его жизни. Но Он вместе с тем Сын Божий, Богочеловек: это показывали слова и дела Его. Возможно ли же для Него что-либо несогласное с волею Божией? Если же так, то за Себя не мог Он страдать. Страдания – плод греха, наказание за грех. И потому Тот, Кто без греха, и однако ж страдает, Тот страдает уже не за Себя. За чьи же грехи страдает Сын Божий? За что гнев Божий воспален до такой степени, что Бог не пощадил Сына Своего, но предал Его на скорби лютые? (Мф.26:38). О, если бы, по примеру благоразумного разбойника, мы часто испытывали самих себя, мы твердо хранили бы в сердце своем решение вопроса, какое слышим из уст разбойника. Никакой другой голос чаще не исторгался бы из сердца нашего, как сердечный вопль разбойника: помяни Мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем.
Испытаем самих себя, испытаем дела и силы наши; не в таком ли мы положении, что от самих себя нам нечего ожидать, кроме погибели. Если правда человеческая не успевает обличить нас в грехе, если в глазах людей мы люди без пороков: это еще не значит того, что мы праведники пред Богом. Нет, суд Божий не то, что суд человеческий; он смотрит за каждою мыслью нашею, за каждым желанием нашим, за каждым биением сердца нашего. И какая бездна грехов в нас открывается пред судом Всесвятого? Нечестия мои труднее начислить мне, Господи, чем песчинки песка морского. Как же избавлюсь от гнева Божия? Как спасусь от неумолимой правды Божией? Покаянием? Но оно не более, как законный плод греха, а соделанный грех остается грехом. Делами милосердия? Но они – мой долг постоянный, и потому не плата за долги мои, за необозримое множество грехов моих. Говорить ли о жертвах вещественных? Они вовсе не моя собственность, – и притом так малоценны сами по себе! Где же сокроюсь от правды Божией? Где найду покров от гнева праведного? Боже вседержителю! – Дерзнет ли грешная тварь, столько прогневавшая Тебя, помыслить, что благость Твоя может еще спасти ее, может явить средство к избавлению её от казней правды? Ужас поражает ее при мысли, каково должно быть наказание за нарушение правды беспредельной. Но, что говорят нам посланники неба, что говорит нам сам Бог о нашем спасении? Тако возлюби Бог мир, говорят они, яко и Сына Своею дал есть, да всяк веруяй в Он не погибнет (Ин.3:16). О, Боже непостижимый! до того ли простерлось милосердие Твое к законопреступной твари, что и Сына Своего не щадишь Ты для спасения её; поражаешь смертельными муками Единородного Твоего. Сыне Отца вечного! Непостижима, беспредельна любовь Твоя к нам грешным, необозримо величие самопожертвования Твоего за бренное заблудшее создание Твое.
Братия! Если Сын Божий умер за всех (2Кор.5:15), если Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши грехи, но и за грехи всего мира (Ин.2:2), если не знавшего греха положил Отец небесный жертвою за грех, чтобы только мы были оправданы (2Кор.5:21), то кто после того решится, явно или тайно, пред Богом и Его тварями, сказать подобно Пилату: я не повинен в крови праведника сего (Мф.27:24)?
Грехи мои, грехи твои, грехи всех нас, братия, вели и довели Иисуса на лобное место. Какое ужасающее множество беззаконий подъял Он, какие ужасающие муки должен был вытерпеть, приняв на Себя грехи всех человеков! Около шести тысячелетий принял на себя Богочеловек, и гнев Божий за них излился на Него; 18 веков протекло после того, как страдал Он, и грехи 18 веков Он видел, и лютые скорби за них терпел Он. Он видел мои гнусные помыслы, видел мое любочестие, мою гордость богопротивную, мою неверность совести ежеминутную, мои грехи слов и дел, и скорби – плод грехов моих – терзали святую душу Его. Он видел, как нераскаянный грешник отвергает все наставления проповедников, все внушения дружбы, все укоры своей совести, все вразумления бедствий, и – томился муками за нераскаянного грешника. О, беспечный грешник! посмотри, до чего довела Сына Божия такая беспечность? Пробудись от сна, забывшийся миролюбец! Твоя пышность совлекла с Него последние одежды; твоя страсть к роскоши возложила на Него терновый венец, покрыла лице заплеванием и заушением; твое сластолюбие давало пить Ему уксус, смешенный с желчию; твое плотоугодие изострило гвозди, которыми прибито ко кресту пречистое тело Его. О, ороси же хотя одною слезою несчастную душу твою! Твое корыстолюбие пригвоздило к дереву поругания пречистые длани Его: твое блуждение по стезям гнусной похоти держит на том же древе израненные святые ноги Его. Ужаснись грехов твоих; пади в слезах горьких пред Распятым тобою. Сие ребро прободенное источило нам живоносную таинственную кровь. Для чего бесценною кровью сею наполнена чаша завета нового? Кто бы ты ни был удаляющийся тела и крови Господа твоего: горе тебе, если ты, по примеру иудея, ни во что ставишь кровь Господа твоего! Братия! воззовем с воплем крепким, воззовем вместе с разбойником к распеншемуся за нас: помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем.
Беспредельное самоуничижение Сына Божия могло примирить с нами оскорбленную нами правду Божию. Страдания Его, соединившего на всю вечность человечество с Божеством в лице Своем, могли превозмочь безмерную тяжесть грехов целого мира. Творец всемогущий мог подъять на Себя виновность твари, оскорбившей беспредельную правду. Наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелихом (Ис.53:5).
После сей беспредельной любви к нам Сына Божия, после сего беспредельно-великого служения Его спасению нашему, будем ли еще оскорблять Его непокорностью святым заповедям Его. О, это будет неблагодарность самая ужасная! Но, если и до того забывчивы, до того неблагодарны: не замедлим к Нему же обратиться и взывать: помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Его длани, распростертые на кресте, всегда готовы принять кающихся грешников; Его сердце, отверстое копием, всегда готово приблизить к себе возвращающегося заблудшего сына; Его уста, молившиеся за распинавших Его, всегда готовы изрекать прощение сокрушающемуся грешнику. Однажды и навсегда принес Он жертву за всех грешников Отцу своему, – и жертва Его всегда будет иметь силу пред престолом небесным. Если пройдут и еще веки, если пройдут и еще тысячелетия: пусть грешник воззовет из глубины сердечной: помяни мя, Господи, и кто бы он ни был, ответные слова будут те же: будеши в раи. Се Агнец Божий, вземляй грехи всею мира, всех веков и народов!
Братия! Теперь время для того, чтобы каждый час являлись мы пред распятым с молитвою о грехах своих. Но будет, когда не будет к тому времени; будет время, когда все узнают, что язвен Он за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша (Ис.53:5), но не все – в отраду для себя самих: будет время, когда все узрят в прободенном страдавшего Иисуса за грехи наши; но для нераскаянного грешника Он будет только неумолимым судиею. Трубный глас Его воззовет всех спящих от века на суд. Тогда увидят язвы, понесенные Им за грешников: но язвы сии уже не укроют грешника от гнева Божия в глубине своей; простертые длани не будут принимать заблудшего; кровь пречистая не будет утолять мук совести. Явится знамение Сына человеческого на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная (Мф.24:30). Это так же верно, как верно то, что наперед говорил Он о Своем кресте, и о Своем воскресении. Тогда узнают Его и те, которые дотоле не знали, и не хотели знать в Нем Спасителя своего; глубоко почувствуют нужду в Его спасении и те, которые нечестиво отвергали спасение Его. Узнают, и возрыдают горько о безнадежной участи своей, – вечно горькой и безотрадной. Явится Сын человеческий с сонмом ангелов, и скажет: совершилось! Побеждающий наследует все, и каждому награда по делам его: тем, которые постоянством в добрых делах искали славы и бессмертия, – жизнь вечная; а тем, которые упорствовали и не покорялись истине крестной, – ярость и гнев (Рим.2:5, 9). И целую вечность не переменится приговор Его: огнем пламенным отмщено будет не слушающим благовествования Господа нашего Иисуса Христа (2Сол.1:8).
Братия! Прежде нежели услышим страшное слово судии, прежде нежели поразят нас рыдания всех племен земли, при виде Господа, грядущего сотворить праведный суд, возрыдаем над пречистым телом распятого за нас; облобызаем язвы Его с слезами сокрушения о грехах своих, будем стенать и взывать к Нему: помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Оставим грехи чужие, и рассудим о самих себе пред Его живоносным гробом; простим, если и были, долги ближнему, яко же и Он благодатью Своею простил есть нам, – да тако сподобимся быти в вечном царстве с Спасителем и Господом нашим. Аминь.