Слово в третье воскресенье Великого поста
Во имя Отца и Сына и Святого Духаl
Аще кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною. (Мф. 16, 24). Так говорит нам, возлюбленные братия и сестры, Господь наш Иисус Христос во святом Евангелии. И еще говорит: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 27-30).
Каждому из нас, чтобы найти покой души, утешение, необходимо взять иго, то есть крест, и нести его со смирением, терпением, кротостью и послушанием воле Божией. Это иго, или крест, есть наши скорби, болезни, поношения, заплевания — все это мы должны нести безропотно, с любовью и благодарением Господу, чтобы найти покой, утешение и спасение своей душе. Господь называет Свое иго благом, легким, потому что оно дается каждому по силе. Кто посильнее духом, тому дается крест тяжелее, чугунный, по силе его, а кто послабее, тому дается крест полегче —деревянный, тоже по силе. Одним словом, каждый из нас несет свое иго, свой крест. Нет ни одного человека, который бы не имел своего креста. Без смирения невозможно найти душевного покоя человеку, чем бы он не занимался: будь то молитва или милостыня, или какое другое доброе дело. Все нужно делать со смирением. Пусть человек станет творить чудеса: передвигать горы, исцелять больных изгонять бесов, воскрешать мертвых, однако Господь на последнем суде Своем скажет всем таким людям: «Отойдите от Меня, Я не знаю вас». Они скажут: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили, и тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. (Мф. 17, 22-23).
Почему же Господь так им говорит, грозно и решительно отвергая их, творящих много добрых дел Его именем? Да потому, что все дары, все таланты — это не наши дары, а Божии, и мы и получаем их от Господа: кто один, кто два, кто три, пять, десять и делаем много дивного, чудного, великого, воображая себя богами, не желая воздать славу и благодарения Тому, от Кого мы все получили и разум, и все таланты душевные и телесные. Поэтому Господь отвергает таких людей, которые все дары присвоили себе и все великие дела делают для своей славы, наслаждаясь, восторгаясь ею в своем сердце, похвалами людей. Они получили уже свое, и Господь не дает им вечного покоя.
Когда евреи — избранный народ Божий, путешествовали по пустыне 40 лет после выхода из Египта, то в одном месте на них напало множество змей, и от укусов змеиных они умирали тысячами. Тогда они взмолились ко своему вождю Моисею о защите, а Моисей взмолился ко Господу, чтобы Он избавил их от такой напасти. Тогда Господь Бог повелел Моисею сделать деревянный крест и повесить на него медного змия. Этот крест был прообразом Креста нашего Спасителя, Иисуса Христа, и кто из ужаленных змеями смотрел на этот крест, получал исцеления. Так и мы, вознесем мысленный наш взор на Голгофу, где невинный, безгрешный страдал наш Спаситель за наши грехи. Посмотрим на Него, как смотрели древние иудеи на прообраз страдавшего Господа, и мы получим исцеление от всех змеиных укусов, которые мы получаем врага-искусителя.
Вознеся себя мысленно на Голгофу, мы увидим три креста: посредине Крест Спасителя неизмеримо тяжелый, на нем пригвожден Праведник за то, что людям делал одно добро. С правой стороны от него мы увидим крест благоразумного разбойника, представителя благоразумных людей рода человеческого. С левой стороны мы увидим неблагоразумного разбойника, представителя неблагоразумных, злых людей мира сего, потому что он сам, невыразимо страдая, хулил, поносил Христа Спасителя, подражал проходившим мимо крестов фарисеям, злословящим Иисуса Христа. Благоразумный разбойник из всех знамений, какие были при распятии Спасителя и по кротости, смирению, терпению Его, понял, что рядом ним распят не простой человек, но Праведник, Сын Божий, и он, возмущенный злословиями своего товарища разбойника, распятого с левой стороны, стал уговаривать останавливать его от злословия, говоря: «Мы страдаем по делам нашим, мы заслужили эти страдания, но посреди нас распятый Праведник невинный Страдалец, не сделавший никому никакого зла, кроме добра», и, обратясь взором к Господу, он с верой сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь во Царствие Tвое!» (см. Лк. 23, Го 40-42). Господь за его веру, искреннее покаяние, обещал не только помянуть, но сделать наследником Своего Царствия. Господь сказал ему: «Истинно говорю тебе ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23. 43). Участь же разбой- левой стороны Спасителя ужасна. Так много зла сделать на земле, невыразимо страдать, вися на кресте, и не получить никакого утешения, никакого душевного покоя, получив вечные страдания. Как это ужасно, возлюбленные братия и сестры - поставить Свой крест по левую сторону добровольно обрести вечные мучения! А ведь это зависит от нас: на какую сторону мы себя поставим: на правую или левую, — все это зависит от нашего произволения.
Все мы несем свой крест на Голгофу, как нес его Спаситель и несли его разбойники, несем и мы его на смертный одр.
Наш смертный одр есть Голгофа, и каждый, умирая, узнает, на какую сторону он пригвоздил свой крест — на правую или левую. Благоразумный разбойник искренне покаялся в своих злодеяниях, во всеуслышание исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим и соделался наследником Царствия Небесного. Но разбойник, висевший по левую сторону, не сделал этого, хотя мог бы, сказав от всего сердца Спасителю, вслед за своим товарищем-разбойником: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем», но он не сказал этого и погиб навеки.
«Не оправдится пред Тобою, Господи, всяк живущий на земле», сказано у апостола, то есть на суде Божием все будут безответны и не смогут уже сказать Господу: «Я не знал этого!» Все знают, что есть Бог, знал это и разбойник, висевший по левую сторону, знали книжники и фарисеи, что распяли Сына Божия, знает теперь каждый, живущий на земле, верующий он или неверующий, все знают, что есть Бог, что Он жил на земле во плоти, творил непостижимые для ума человеческого чудеса, пострадал от злобы человеческой, умер на кресте и в третий день воскрес. Все это знают, однако не желают последовать за Христом на Голгофу, смирить свою гордыню, а добровольно пригвождают себя по левую сторону Креста Спасителя, где висел неблагоразумный разбойник, представитель злых и гордых людей.
Такие люди также несут кресты, страдают от болезней и бед, от скорбей и неудач; но эти страдания им не во спасение, а в осуждение, потому что они не хотят смирить себя, веровать, надеяться и любить Сына Божия. Им нравится пребывать во зле, вечной темноте. Это самое ужасное состояние. Сатана никогда не хочет смирить себя, не хотят и его служители смирить себя. Но последуем благоразумному разбойнику — ведь мы все разбойники, так как нет на земле ни одного человека, который бы не согрешил. Невозможно прожить в этом мире, чтобы не согрешить, потому что Господь низверг сатану с неба на землю и отдал эту землю в его власть; он — князь мира сего. Он низринут на землю в большой ярости и, как рыкающий лев, хочет каждого поглотить. Мы, слабые, немощные маленькие люди, не можем устоять против сатанинских страшных искушений, а потому вольно или невольно согрешаем.
Иудеи сорок лет путешествовали по пустыне и терпели всякие наказания за их ропот, непослушание воле Божией. Как было уже сказано, в одном месте они очень страдали и умирали от укусов змей, но, смотря на деревянный крест, который был прообразом Креста Господня, они исцелялись укусов.
Так и Мы сейчас проходим сорокадневный пост; мы изнемогаем от поста, скорбей, болезней, работ, поэтому Православная Церковь выносит на середину храма Крест Спасителя для нашего подкрепления. Взгляни, измученное, утомленное чадо Божие, на этот Крест Невинного Страдальца и ободрись, утешься, наберись терпения, неси свой посильный крест на Голгофу.
Итак, понесем каждый свой крест на Голгофу, поставим его по правую сторону Спасителя и скажем: “Господи — мы разбойники, много сделали зла, тяжко согрешили пред Тобою, пред людьми, пред животными и против себя. Мы — грешники, но веруем в тебя: как Ты принял покаяние благоразумного разбойника, сказавшего Тебе от всего сердца: «Помяни мя, Господи, когда приидеши во Царствие Твое», а Ты ему ответил: «Сегодня будеши со Мною в раю»,—- так и мы молим Тебя: «Помяни и нас, егда приидеши во Царствии Твоем», и Ты, как любящий кающихся детей Твоих, скажи и нам: «Сегодня же будете со Мною в раю». Аминь
Источник: Архимандрит Алипий (Воронов) «Жизнеописание, воспоминания, проповеди, поучения, стихотворения». Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 2014 г. Стр. 143.