Слово в Топальском храме
Аще кто в слове не согрешит, сей
совершен муж (Иак.3:2).
Дар слова – высокое отличие человека. Но люди так незадумчиво обращаются с этим даром, что нельзя не усомниться, ценят ли достоинство этого дара, или же употребляют его, как попало. Апостол Иаков признавал делом только совершенного человека не грешить словом, аще кто в слове не согрешает, говорил он, сей совершен муж. Так важно правильное употребление высокого дара слова.
Как же надобно пользоваться даром слова?
Для чего дан нам дар слова? Неуместное, говорят, дело допытываться, для чего дан? Мы видим, что дан – и только.
Жаль, что не видят более того. Уже давно отсылал Господь подобных мудрецов поучиться у бессловесных. Позна вол стяжавшего его и осел ясли господина своего, Израиль же Меня не полна (Ис.1:3), так говорил Господь Израилю. Да, стыдно человеку стоять ниже бессловесного; стыдно не признавать того, что дар слова, как и все дары Божии, нам дан для славы имени Божия. Всеведущий не имеет нужды в том, чтобы мы открывали Ему мысли и чувствования в словах; но мы имеем в том нужду. Слабые чувствования наши становятся сильными, когда возбуждаем их словами, и за словами хвалы имени Божию идет в след и сердце со своею хвалою. Да и одною ли душою должны мы служить Господу? Вся кости моя рекут, Господи, Господи, кто подобен Тебе? Душа, полная мыслей о величии Божием, говорит: хвалите имя Господне, хвалите раби Господа (Пс.134:1). О! как можно иначе говорить о Боге, как не с благоговением глубоким, как не словами хвалы и благодарений? И какое занятие более достойно человека, как не прославление имени Божия? Согласитесь же, что если людей, посвящающих себя молитве и хвале Божией называют людьми пустыми, то это не менее, как печальное оскорбление здравому смыслу. Ныне много охотников говорить и устно, и письменно. О! если бы все эти страстные охотники до слова и гласности страстно любили славу Господа своего! Если же большая часть слов рассыпается вовсе без мысли о Господе, вовсе без страха Божия в сердце, пусть извинят за слово не мягкое – эти потоки звуков не выше, не умнее мычаний бессловесного. Презрительные возгласы против веры, насмешки над святым, обличают более, чем непонимание веры, – обличают потерю человеческого вкуса.
Мы хотим, говорят, очистить веру от старых предрассудков; а на деле у них заботы только о нуждах страстей грязных. Не жалкое ли это извращение души бессмертной? Другие, для того чтобы оправдать бессильную неправду, призывают Бога во свидетеля, клянутся во лже, как будто Всесвятый защитник лжи и грехов их. Не хула ли это имени Божию? Не призывают ли тем гнева Божия на нечестивую голову свою? Иные веселы до забывчивости, пока улыбается им счастье; но теряют голову в несчастии, и поднимают ропот на провидение Божие, изрыгают хулы на Бога и Его распоряжения. Пусть удержат нечестивый язык свой. Пусть придут в себя. Также как иные несмысленно говорливы к бесславию имени Божия, другие становятся немыми, когда слава имени Божия требует слова их. Ложный стыд, человеческий страх, апатия к добру налагают молчание на уста, тогда как надлежало словом правды остановить легкомыслие, обуздать наглость в их хулах имени Божию. Молчат и молчанием подписывают свое согласие с нечестием. Боятся за себя, боятся неудовольствий со стороны бессмыслия, и становятся на сторону бессмыслия. Как это низко! Как это преступно! Кто постыдится Меня и Моих слов, того постыдится и Сын человеческий, когда придет в славе своей. Так говорит нам Господь.
Язык – средство передавать наши мысли и чувствования другим; в распоряжении разумного существа, назначенного для вечности, он средство – служить другим для вечности. Язык средство – открыть ближнему незнаемую истину, укрепить слабого в добре, предостеречь ошибающегося, утешить печального. Все совершенство, все счастье наше и ближних зависит от выполнения воли Божией в нас. Слово наше – могущественное пособие выполнению всесвятой воли Божией в нас. Как много, как часто, может каждый делать доброе другим словом своим! Каждый день являются случаи удержать другого от опасностей греха, облегчить его беду, умножить его радости. Но так ли бывает между людьми?
Язык должен доставлять утешения ближним; а как часто придумывают остроты, чтобы как можно больнее уязвить другого. Грабитель отнимает у других имущество, дело черной души. Более ли красивы, более ли человечны дела клеветы, которая отнимает у другого доброе имя, а иногда и счастье всей жизни? Пусть же помнят, что, по суду апостола, клеветники царствия Божия не наследят (1Кор.6:11).
Горе сшивающим возглавийцы под всякий локоть руки и сотворяющим покрывала над всякую главу всякого возраста, еже развратити души. Так говорит Адонаи Господь (Иез.13:18). Что делают, как не развращают души, когда тяжкие грехи, гнусные грехи, представляют в таких образах, что те оказываются чуть-чуть не добродетелями, когда преступления, вопиющие на небо, называют не более, как слабостями извинительными? Не значит ли это вести других за руку в ад? Простодушная невинность гибнет от слов жалкой слепоты людской. Апостол говорит: язык – не великий член, но делает великие вещи; вот небольшой огонь, который, однако, истребляет весь лес, и язык – огонь (Иак.3:5–6). Какой это язык? язык страстей. Слепой эгоизм, погоня за ветром мирским, жадное своекорыстие, не понимая ни себя, ни других, поднимают шум, чтобы расстроить все связи мирной жизни, ослабляют законное повиновение родительской власти безглазому дают права зрячего и губят счастье тысячей. Всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию еже есть благо, к созиданию веры, да даст благодать слышащим (Еф.4:29). Гнилое слово – плод гнилого сердца, и оно может вносить в сердца только гниль и порчу.
Самое печальное злоупотребление языка – обман, ложь с целью воспользоваться ошибкой другого. Есть люди, которые хвалятся тем, что умеют обманывать. Есть люди, которые считают ложь дозволенным делом для некоторых случаев. Жалкие дела! Христиане лучшие, христиане первых времен, были не таковы, они не допускали, они не терпели, ни для каких случаев, ни лицемерия, ни коварства и никакой-либо лжи. Бог – истина, и Им созданы мы для истины. Все несообразное с истиною и правдою – предмет отвращения Божия. Совесть, чувство внутреннее, говорит каждому против лжи, лжец невольно стыдится, когда уличают его во лжи. Для какой бы высокой цели ни допускали ложь, она всегда преступна. Так учит откровение Божие. Лживые уста – мерзость пред Господом (Притч.12:22). Ложь от диавола. Он не устоял в истине, ибо нет в нем истины, когда говорит ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин.8:44). Не лгите друг на друга, совлекшись ветхого человека с делами его (Кол.3:9). Оставив ложь, говорите каждый правду другому (Еф.4:25). Ложь – сильное препятствие для вселения благодати в сердцах наших. Дух святый, источник благодати, не терпит лжи, Он Дух истины и любит только истину. Потому ложь также несовместима с благодатью, как тьма со светом. Пусть ложь допускается по нужде, во все она вражда против благодати. Пусть ложь не наносить чувствительного вреда другому; но она в душе, допускающей ложь, производит вред, ослабляя любовь к истине. Так будьте правдивы и искренны в слове, во всяком случае. Слова изысканные, притворно-любезные, притворно-почтительные приятны на вид, но не фальшивы ли они? Они вводят в обман, одуряют других. И они же, как ложь, едкий чад, который удаляет от души благодать Святаго Духа – Духа истины.
Люди сыплют слова, не думая о том, что делают. Апостол говорит: аще кто мнится верен быти в вас и не обуздывает языка своего, но льстит сердце свое, сего суетна есть вера (Иак.1:26). Это значит, если кто не удерживает языка своего, но тешится словами своими, обманываемый движениями самолюбия, тот напрасно думает видеть в себе что выбудь доброе. Какое тут благочестие, когда с языка потоком льются из нечистого сердца глупости и нечистоты? Господь говорит, «добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе; а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от полноты сердца говорят уста его» (Лк.6:45). Пусть говорливые уста и не движется испорченным сердцем, но сколько льется из них пустых, бесполезных слов! Они никому не вредны? Не вредны тому, кто слушает их, но вредны тому, кто говорит их. Так судит Тот, Кто будет судить всех нас. «Сказываю вам, говорит Он, за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов твоих оправдаешься и от слов твоих о судишься» (Мф.12:36–37). Каждое пустое, бесполезное слово, которое не служит ни к славе Божией, ни к пользе ближнего, подвергнется суду, за него придется давать отчет и выслушать осуждение. Это подтверждает Господь и в последующих словах, если, говорит, слова твои не были пустыми, а служили к славе Божией, они доставят тебе радость; иначе же ожидай вечного горя, слова – дела твои, в твоей воле говорить или молчать. Содрогнемся же за самих себя.
Один подвижник сказал о себе, «каждый раз, как разговаривал я с другими, находил себя худшим, чем был наедине». Конечно, это – частный опыт; но он повторяется гораздо чаще, чем думают люди; все мы склонны к худому и каждый по-своему. Потому-то во всяком случае надобно поверять себя, что вынесли мы из разговора с другими, и, если беседа была злая, нанесла вред душе, должны уклоняться от таких бесед.
Надобно приучать себя к тому, чтобы, прежде чем говорить, увериться, следует ли говорить и как говорить; надобно поставлять себя пред судом Божиим и дознавать, не будем ли осуждены им за слова свои. При таком испытании не будет места болтливости и наглой дерзости; при нем будем говорить только святое и полезное.
Бог благодати да дает нам служить словом в Его славу и в спасение свое и ближних. Аминь.