Слово в прошеное воскресение, 1962г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Божией помощью возлюбленные братия и сестры, мы дожили до этих великих дней - Великого поста, когда душа наша будет торжествовать, а плоть умирать для греха. Плоть наша является для нас большой помехой ко спасению, она мешает нам спасаться, Помощник и Покровитель бысть нам во спасение, Его помощью мы начнем умерщвлять свою плоть воздержанием в пище, питье; начнем обуздывать свой язык, свои чувства.

На первой неделе Великого поста у нас будут следующие службы: в 6 часов утра Братский молебен и Полунощница, затем великопостная Утреня, великопостные Часы, Чин изобразительных и Вечерня. Вечером чтение Великого канона Андрея Критского и Великое повечерие. В среду после Вечерни Литургия Преждеосвященных Даров. В четверг вечером заканчивается чтение Великого канона Андрея Критского, предполагается архиерейским служением. В пятницу также Литургия Преждеосвященных Даров архиерейским служением. В пятницу в 4 часа пополудни — исповедь. Некоторые уже торопятся причащаться в среду, а затем в пятницу и в субботу; но это излишнее благочестие, лучше побольше поговеть, попоститься и исповедаться в пятницу в 4 часа, чтобы причаститься в субботу. В среду же и пятницу будут причащаться только больные или те, у которых заканчивается отпуск и надо уезжать, или еще какие-либо веские причины. В среду и пятницу исповеди не будет, но если такие крайне нуждающиеся будут, то могут вызвать священника, и он поисповедует их.

Православная церковь так мудро, тонко и тщательно подготовляла нас к Великому посту, и нам поэтому следует оглянуться назад и вспомнить те назидательные примеры, которым бы мы могли подражать, вредные отвергать.

Так мы видели, как жена-хананеянка бежала за стом и вопияла: «Господи! Помоги мне, дочь моя беснуется» - Спаситель ничего не отвечал ей. Она же настойчиво вопияла к Нему и просила исцелить Дочь ее. Ученики стали просить Господа, чтобы Он обратил на нее внимание. Он обернулся к ней и сказал: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15, 26). Она же не обиделась на эти слова, не погордилась, но со смирением сказала Ему: «Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (МФ. 15, 27) 

 Она так смирилась, что уподобила себя псу, и это спасло ее. Дочь ее получила исцеление.

Посмотрим на Закхея, который, презрев свое почтенное положение, свое богатство, как малое дитя, залезает на дерево, чтобы видеть Лицо Господа, и за это смирение Господь обратил на него внимание, пошел в его дом и сказал: «Днесь спасение дому сему бысть» (Лк. 19, 9).

 Затем мы видели, как два человека вошли в храм помолиться. Один человек был фарисей, а другой — мытарь. Фарисей много делал добра: постился, молился, давал милостыню, жертвовал на храм. Кажется, все у него было прекрасно, но, однако же вышел он из храма Божия не оправданным, а осужденным. Его добрые дела не оправдали его, потому что он гордился, хвалил себя и осуждал других. Но смиренный мытарь делал много зла, брал большие налоги с населения, быв в презрении у людей. Однако же он сознавал себя великим грешником, встал позади всех, бил себя в грудь, молясь краткой молитвой: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18, 13). За свое смирение он получил прощение своих грехов и вышел из храма оправданным. 

Эти примеры для нас очень поучительны. Посмотрим поглубже в себя, в свое сердце и сравним: на кого мы похожи? Похожи ли мы на жену-хананеянку, на Закхея, на мытаря или в нашем сердце живет фарисей. Если мы найдем, что в нас живет фарисей, то постараемся изгнать его из нашего сердца смирением, так как все добрые дела, какие мы делали и делаем, не наши дела, Бог творит их через нас. Только Егo помощью мы их делаем, но сами ничего без помощи Божией хорошего сделать не можем. Без помощи Божией помолиться мы не можем. Поэтому нам нечем хвалиться и гордиться. Все хорошее мы должны приписывать помощи Божией. Только в таком случае мы сможем угодить Богу добрыми делами; но, если   будем их приписывать себе, своей силе и разуму, восторгаться в своей душе, то этим мы не можем угодить Богу, и такие добрые дела не спасут нас без смирения. 

Жена-хананеянка уподобила себя псу, а мы кто такие, разве лучше псов? В основном мы подобны животным, даже иногда хуже их, так как животные чувства порабощают в нас дух, который мы получили от Бога; поэтому признаем и мы себя подобными бессловесной твари, чтобы получить от Господа исцеление своей душе. 

 «Блудники и прелюбодеи впереди вас идут в Царствие небесное», — говорит Господь фарисеям, которые считали себя очень праведными. Эти грешники вперед идут в царство Небесное потому, что, согрешив тяжкими смертными грехами, они сознают себя хуже всех, за это Господь их прощает, очищая от всякой скверны душевной и телесной.  Они пламенно, горячо любят Господа, и за эту любовь они получают быстрое спасение — в один час, как поется: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси Господь» (Великий пяток, Ексапостиларий, глас 8).  Православная Церковь своими трогательными чтениями и песнопениями назидает нас. Необходимо только прислушаться, и кто внимательно прислушивается, тот быстро начинает замечать в своем сердце много всякой грязи, бесчисленное количество грехов и с помощью Божией старается очиститься от них искренним покаянием, постом и молитвою.

Вот мы вступаем уже в Великий пост. Так мы обыкновенно едим разнообразную пищу; едим мясо, молоко, овощи, фрукты, но в посту Православная Церковь не разрешает вкушать мясо, молоко и рыбу, которую можно вкусить два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресение. Мясо считается очень тяжелой пищей, и оно не приспособлено к организму человека. Раньше его ели только звери. Древние христиане совсем не вкушали мяса. В посту Православная Церковь разрешает вкушать растительную пищу, которая очень легкая и полезная для души и тела. В Великом посту приходится делать много поклонов при молитвах, а овощи и фрукты дают человеку легкость при этом. Так что и с духовной, и физической точки зрения растительная пища полезна для человека. Вкушать эту пищу нужно умеренно, не входить в крайности, то есть не объедаться и, наоборот, не доводить себя до изнеможения — это не угодно Богу. Поститься надо тайно, как читается во Святом Евангелии: не должно делать унылого лица, не вешать голову, не надевать черных одежд; но помазать свою голову маслом и вымыть лицо, то есть содержать себя в чистоте, бодрости, веселым пред людьми, чтобы они не хвалили тебя: вот какой постник, святой человек! Тогда от похвал будет бесполезен пост и не получишь награды от Господа. Надо поститься тайно, и Господь, видящий тайное, воздаст тебе явно. Это все говорилось о телесном посте, но в основном пост должен быть духовным, то есть: 

«Господи и Владыко Живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. 

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй мне, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй Ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси   во веки веков Аминь» (великопостная молитва Ефрема Сирина). 

Архиепископ Иоанн через меня, грешного и недостойного раба, просит у вас всех прощения, и сам посылает вам свое архиерейское благословение. Я же, грешный и недостойный раб, тоже прошу у всех вас прощения: у клириков, певчих и всего народа, так как нет человека без греха, все мы согрешаем и делом, и словом, и помышлением. От имени всей братии также у всех вас прихожан прошу прощения, так как, может быть, бывали случаи, когда Вы, придя рано в церковь, молились усердно или неусердно, а некоторые из братии приходили позднее вас по немощи или по своему нерадению мешали вам молиться.

Итак, будем смирять себя, подобно жене-хананеянке, Закхею-мытарю, и тогда Господь, видя наше смирение будет нам Помощник и Покровитель во спасение. Аминь. 

1962 год

 

Источник: Архимандрит Алипий (Воронов) «Жизнеописание, воспоминания, проповеди, поучения, стихотворения». Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь 2024 г. Стр. 128.

 

Наверх