Слово в Прощеное воскресенье за Чином прощения, 1961г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» — вот слова молитвы Господней, которые составляют основу христианской жизни и нашего спасения. Недаром ученики Христовы — святые апостолы просили Господа научить их молиться, и Он научил их молитве, которая называется молитвой Господней. «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго» (Мф. 6, 9 13).

В этой молитве слова «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» есть главные слова, от которых зависит наше душевное спасение. Если мы прощаем долги, обиды, клеветы и всякие поношения на нас людей, то и Господь нам простит наши прегрешения, а если мы не прощаем, то и Господь не простит нам. Мы вступаем на поприще Великого поста, и сегодня во святом Евангелии Господь нас учит: если вы прощаете друг другу прегрешения ваши, то и Отец Небесный простит вам, а если не прощаете, то и Отец Небесный не простит вам прегрешений ваших.

Есть много людей, которые читают молитву «Отче наш» несколько раз в день, а сами имеют в сердце зло на ближнего своего. Подумайте, христиане, как вы молитесь, вы говорите ложь, вы обманываете Бога! Вы просите у Бога прошения своих грехов и говорите, что прощаете ближним грехи их, а сами не прощаете их. Вы молитесь в свое осуждение, к своим грехам еще прибавляете грех — обман, ложь.

Господь заповедал во святом Евангелии любить врагов, благословлять проклинающих нас и молиться за обижающих нас. Любовь к врагам есть знамя христианства, отличающее христианина от мстительных язычников и неверующих людей. Нам часто бывает неприятно, горько вспоминать о некоторых людях и нам очень тяжело им простить. Мы думаем, что они очень плохие, а мы — хорошие и во всем правы, что нас оскорбляют незаслуженно, и мы не только не хотим им простить, но желаем даже отомстить, все нам представляется в черном цвете.

На самом же деле это далеко не так: все люди прекрасны, и все окружающее нас прекрасно, но враг сатана, который залезает в наше сердце,— отец лжи, клеветник. Он лжет и клевещет на людей, возбуждая нас ненавидеть их. А мы верим этой клевете и глубоко обманываемся.

Человек — это дивное существо, он вмещает в себе всю вселенную. В нем живет Троичный Бог со Ангелами, но живет и сатана со своими ангелами — бесами, который свидетельствует через нашу грехолюбивую плоть, любящую хорошо поспать, поесть, повеселиться, и внушает нам, что нет никакой вечной жизни, а потому ешь, пей, веселись, ибо завтра умрем — и ничего не будет, ни хорошего, ни плохого; это обычная фраза у людей, которые не любят никакого воздержания.

А часто бывает и так, что у человека все прекрасно: здоровье хорошее, в семье полное благополучие, а его гнетет тоска, он нигде не находит себе места. Почему это так бывает? Да только потому, что внутренний человек, душа его, не получая духовной пищи, умирает, а плотские наслаждения оставляют в нем только одну скуку и разочарование. В  душе такого человека ад, он возлюбил сатану с его ангелами, сам страдает и не имеет силы избавиться от них. Каждый бес, живущий в греховной плоти человека, имеет свой отвратительный облик, например бес пьянства, бес блуда, бесы гордости, тщеславия, зависти, самолюбия и всякой злобы и ненависти. Вообще, их перечислить невозможно.

Из святого Евангелия нам известно, что и  Марии Магдалины Господь изгнал семь бесов, то есть в ней жило семь грехов страстей, которые ее мучили. В стране Гадаринской из одного бесноватого человека Господь изгнал легион бесов, то есть в этом человеке помещались бесы всей вселенной. Следовательно, в человеке может быть и рай, и ад. Если он всем доволен, мирен, радостен, то в душе его рай. Но если человек ничем не доволен, раздражается, тоскует, все вокруг представляется ему неинтересным, мрачным — такой человек находится в аду.

Человек неверующий, не признающий никакой духовной силы — ни доброй, ни злой, не признающий ни бытия Божия, ни бесов, часто приходит в отчаяние от своего адского состояния и кончает жизнь самоубийством. Человек же верующий, но своим нерадением к молитве допустивший в свое внутреннее жилище — сердце вселиться отвратительным бесам, тяжко страдает, хочет избавиться от них и  обращается к Божией помощи.

Святая Православная Церковь, наше общее сердце для всех сердец человеческих, в своих трогательных песнопениях и молитвах учит нас, как мы должны обращаться к Богу за этой помощью, чтобы очистить свое внутреннее жилище — сердце от бесов. «Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет», «Из глубины воззвах к Тебе, услыши мя» — так вопиял пророк Давид в своих псалмах. Святая Церковь псалмами Давида внушает нам из глубин сердца нашего вопиять к Богу о помощи, и Господь услышит наш вопль, придет и поможет. Житейское волнующееся море затопляет нас. Некогда апостол Петр утопал в море, но он воззвал ко Господу «Господи, спаси меня!», Господь подал ему руку и сказал: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14, 30—31).

Чтобы Господь услышал наш сердечный вопль и помог нам, надо иметь твердую веру в Него. Верующему человеку, погибающему во грехах (так как, живя в этом мире, невозможно не согрешить), Господь поможет, вытащит его из пучины страстей чрез Таинство покаяния.

Таинство покаяния состоит из трех частей. У нас был один монах, очень мудрый, у него часто спрашивали, каялся ли он в грехах. Он отвечал, что он исповедовался, но не каялся. Значит, есть разница между исповедью и покаянием. Еще апостол Павел писал, что исповедуйте грехи ваши друг другу и получите исцеления от них. Древние христиане так и исповедовались в свое время. А люди, имевшие тяжкие грехи, восходили на амвон и во всеуслышание исповедовали их пред всем народом. Позднее, во избежание соблазна для других, установили тайную исповедь пред одним священником, облеченным благодатью Божией. Достаточно одного свидетеля, которому Господь дал власть вязать и решить, этот священник может разрешить человека от грехов, но иной раз за тяжкие грехи может наказать и наложением епитимьи на срок, который определен святыми отцами за тот или иной тяжкий грех.

Итак, когда человек грешник будет исповедовать пред священником свои грехи, то бесы будут отходить от него на небольшое расстояние. Например, грешник скажет: «Я согрешил блудом», в этот же момент блудный бес отойдет от него. Скажет: «Я согрешил пьянством», этот бес пьянства также отойдет на некоторое расстояние. Также отойдут и другие бесы, но отойдут недалеко, как бы ожидая снова вселиться в свое жилище.

Что же еще требуется, чтобы они не вселялись снова в сердце человека? Для этого требуется еще вторая часть исповеди — покаяние. Нужно поскорбеть, посожалеть, поплакать о том, что своим нерадением, леностью допустили в свое сердце отвратительных бесов, осквернив свое тело, которое должно быть храмом Святого Духа.

Когда грешник искренно покаялся, бесы изгнаны уже из сердца, необходимо еще третье условие, чтобы они вновь не могли вселиться в свое жилище. Нужно свою внутреннюю комнату заполнить Святым Духом, святыми Ангелами, что и достигается искренней молитвой и святым Таинством причащения.

Святое Евангелие повествует нам о том, что Господь, исцелив расслабленного, сказал ему: «Се здрав еси, ктому не согрешай, как бы не было тебе хуже». Бес, изгнанный из человека, ходя по безводным местам, не находит себе места, и когда человек перестанет следить за собой, будет нерадив к молитве, то бес возьмет в помощь себе еще семь бесов, злейших себя, и вселится снова в человека, и последнее для него будет хуже первого.

Святые угодники Божии видели это воочию, потому что они очистили свое сердце, изгнали их вон, а бес, как рыкающий лев, ходит за каждым человеком, ища, кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Сатана, озлобленный на святых за то, что они изгнали бесов из своего сердца, начинает мстить святым за это, устрашать их всевозможными привидениями, но эти привидения святым не страшны, так как они силою Святого Духа попаляют их и отгоняют от себя.

Но мы, грешные, их не видим, так как они в нас живут в образе отвратительных страстей; они не устрашают нас привидениями, так как мы сами не гоним их от себя искренним покаянием.

Святой Василий Великий говорит, что кто хочет воочию увидеть сатану в его страшном виде, то три дня не пей, не ешь, не спи, а бодрствуй и молись; и после трех дней увидишь его. Многие любопытные так поступали и видели, как сатана изгоняется молитвой и постом. Они не могут стерпеть этих двух оружий — молитвы и поста. Так что, если есть у кого мужество, испытайте. К святому Арсению Великому приходил бес и говорил: «Ты не ешь, и  я не ем; ты не спишь, и я не сплю, только ты меня побеждаешь смирением». Сатана, по своей злой воле, не может приобрести смирения.

А мы будем просить Господа, чтобы Он научил нас смирению, а для этого все доброе, что мы сделали, не будем приписывать себе, а будем относить к помощи Божией, иначе если даже будем поститься, то ничем не будем отличаться от бесов, так как и бес не ест, не пьет и не спит, но не имеет смирения. За свою гордость он и ниспал с неба. И мы, если не смиримся, то не сможем подняться до неба.

Апостол пишет: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

Итак, да поможет нам Господь от чистого сердца простить своим врагам, рассмотреть, продумать всю свою прошлую жизнь и то, как мы молились молитвою «Отче наш»,— может быть, мы молились не во спасение, а в свое осуждение, не прощая своим ближним прегрешений их, и лгали перед Богом.

Будем просить у Господа помощи искренне покаяться перед духовником как свидетелем во всех своих грехах и, по возможности, сотворим дела милосердия для своего очищения; и тогда Господь соделает нас жилищем Святого Духа и сподобит с радостью встретить день Светлого Воскресения Христова. Аминь.



Наверх