Слово в преддверии Рождества Христова
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Осталось немного дней, братья и сестры, до праздника Рождества Христова. Прошлая наша беседа была в начале Рождественского поста, когда мы только готовились к празднику чрез постный подвиг и говорили о том, как предстоит проходить это служение, и я остановился на словах апостола Павла к своему любимому ученику Тимофею, который сказал следующее: «Беспрекословна великая благочестия тайна. Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся во славе» (См. Тим.3:16). Вот с чем мы вступали в святой Рождественский пост: с твердой верой в то, что совершилась великая благочестия тайна – Бог явился во плоти.
Один из величайших учителей Церкви, святой Афанасий Александрийский, сказал дерзновенные слова: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Трудно вместить нашему обычному сознанию это великое предначертание, сказанное апостолом Павлом и подтвержденное святителем Афанасием в IV веке. Но, братья и сестры, ведь и Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный» (Мф.5:48). И о совершенстве постоянно Господь говорил – и в притчах Своих, и прямо говорил. «Никто, кто не возьмет своего креста, – сказал Он юноше, который спросил Его: «Что мне делать, чтобы быть совершенным?» – «и не идет вслед за Мной, не может быть Моим учеником» (См.: Мк.10:17; Мф.5:21; 10, 38; Лк.14:27; 18, 20). Поэтому о совершенстве постоянно напоминает нам и слово Божие, и богослужение, и наша совесть. И вот сейчас, когда осталось уже совсем немного дней до праздника Рождества Христова, когда мы будем говорить эти праздничные слова, и песнопения огласят нашу церковь, задумаемся о том, так ли мы приняли эти наставления и Господа нашего Иисуса Христа, и святых апостолов.
Напомню, что святой апостол, в свои последние дни, находясь в заключении в Риме, подводя итог своей апостольской проповеди, пишет ученикам своим, епископам, поставленным в Церкви: Тимофею, которого он называет любимым своим сыном, (См.: 2 Тим.1:2) и Титу, поставленному епископом в очень сложном народе – критянах. Вот, пишет он апостолу Тимофею, ученику своему: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое я тебе пророчествовал с возложением рук апостольских. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (См.: 1 Тим.4:14–16).
Отчего же, в чем, почему такая забота апостола Павла? Да, он, предвидя уже и свой отход от жизни, и будущие трудности Церкви, продолжая, говорит Тимофею: «Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся…» (2 Тим.3:1–5).
И далее в послании к Титу опять-таки он говорит: «Но явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ избранный, ревностный к добрым делам» (Тит.2:11–14). Приготовить Себе «народ избранный, ревностный к добрым делам! Вот видите, в каком противопоставлении находятся и ученики апостола Павла, и Церковь, которой суждено нести свою спасительную миссию в окружающем ее мире.
И вот, собираемся мы в храм Божий. Слушаем богослужения, не всё иногда воспринимая умом и сердцем. Но есть слова, на которых особенно хочется остановить внимание. Вот то, что мы читали сейчас и пели в акафисте, в первом его икосе: «Радуйся, вина – то есть «начало», «причина» – всех обожения». Вот об этом и заботится святой апостол Павел: чтобы исполнилась на нас заповедь Христова – быть совершенными Его последователями, учениками Его. Чтобы, видя противостояние окружающего мира, в котором, как я прочитал, так много отрицательных черт, – противостоять этому силой и духом, потому что явилась благодать Божия, спасительная для всех. И вместе с тем апостол Павел говорит и другие утешительные слова: «Всякое творение добро и полезно, принимаемое благодатью и молитвой» (См.: 1 Тим. 4, 4–5). Значит не все в мире так уж плохо, братья и сестры! Не так уж страшны те, о ком пишет апостол Павел: что люди бывают плохи – и злонамеренны, и лживы, и бесчестны, и тщеславны. Так что если мы с помощью благодати Божией воспримем это как ту реальную действительность, в которой мы находимся, – с верой в благодать Божию, в силу молитвы, в заступничество в заступничество святых, – то не так уж страшны нам окружающие беды. От них не уйти, они были, есть и будут до скончания века. Но спасительная благодать Божия настолько велика, что все это остается за пределами Церкви, которая учит нас, как в доме Божием подобает жить (См.: 1 Тим.3:14–16).
И вот, святой апостол Павел учил своих учеников этому мужеству, а Господь наш говорил о том, – и это записано в Евангелии от Луки, – что в человеке всегда остается то доброе начало, которое мы просто не замечаем.
Четыре Евангелия – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – повествуют о словах и делах Господа Иисуса Христа. Но Лука отличается от всех четырех тем, что он из слов апостола Павла, которому он наследовал, за которым он ходил, внимал и слушал его учение, из того общения, которое он нес ученикам и самовидцам Слова, вынес то главное, что Господь видел в человеке – доброе его начало. Притча о потерянной монетке, которую нашла женщина, и пошла радоваться к своим ближним… Притча о заблудшей овце, о милосердном самарянине, о мытаре покаявшемся, – все это говорит о том, что добро в человке неискоренимо, что его нужно только воспитывать, укреплять и утверждать своим трудом, подвигом и молитвой.
Много слов может произнести человек, но ни одно из них не может быть красноречивее дела. И всякое добро, совершенное человеком, возвращается к нему сторицей, многократно. Сколько раз мы говорили об этом! Сколько раз мы слышим эти слова в Церкви, и забываем о них. Но для того, чтобы не забыть, и служат постоянно напоминающие нам церковные молитвы. И вот, когда мы сейчас пели и читали акафист Божией Матери, вспомним, как Она Сама показала всем добрый пример того душевного подвига, на который должен идти каждый, кто хочет быть учеником Христовым. Вспомните! Как только Архангел благовествовал Деве Марии о рождении от Нее Младенца и сказал: «А сродница Твоя, Елизавета, уже полгода, как ожидает младенца». И поднялась эта юная Дева, и спешно, «со тщанием», пошла в город через горные тропинки, по скользким дорожкам, чтобы навесить Свою родственницу и разделить с ней эту радость. И «иде в горняя со тщанием во град Иудов, и вниде в дом Захариин» и приветствовала Елизавету, и Елизавета ответила ей таким же восторженным приветствием. Вот это первое: разделить с человеком его переживания, его радость, его горе (См.: Лк.1:36–56).
Вспомним и ту заботу, которую Дева Мария имела о своем малолетнем и подрастающем Сыне, Господе нашем Иисусе Христе. Вспомним боль Ее, которую она переживала при кресте. Последний вздох принимая Своего единственного Сына, еще не все воспринимая из того, что совершается на Ее глазах. Вспомним и о том, сколько в истории нашего Отечества и в жизни каждого из нас было оказано благодатной помощи Царицей Небесной. Поэтому оставшиеся сейчас до праздника немногие дни посвятим этим благочестивым думам и укрепим свое душевное состояние твердой верой в то, что слово Божие проповедано во всем мире. Что Бог, явился во плоти для того, чтобы поднять дух человека до степени совершенного богоуподобления, – и это совершается в Церкви неоспоримо на протяжении многих и многих веков и поколений людей. Вспомним и о том, что у нас есть крепкое свидетельство и поручительство Царицы Небесной. И побеспокоим свою совесть: пусть она напоминает нам почаще об этих великих словах и свершениях, прошедших уже на нашей памяти, для того, чтобы праздник Рождества Христова был для нас не обычным днем наших церковных праздников, а праздником нашего пробуждения, праздником Духа, праздником благодати Божией, явившейся для спасения человека. И да поможет нам Бог и Царица Небесная в эти дни еще и еще раз подойти к небесной помощи. Аминь.