Слово V. О пришествии Мессии
Христос рождается, славите.
Во время плена вавилонского, воздыхания искренних чтителей Иеговы о спасении усиливались от тяжести скорбей времени. Иудеи невольно спрашивали, когда же, Господи, придет так давно ожидаемый Мессия? И вот пророку Даниилу предо ставлено было преимущество зреть и открывать время выполнения давно ожидаемых событий. Избираем для рассмотрения нашего пророчество его о седьминах.
Когда Даниил, в посте и сокрушении (Дан.9:3), возносил к Богу молитвы, дабы не медлил Он избавить свой народ от плена (Дан.9:19–20), является ангел Гавриил и показывает времена спасения.
Ангел говорит пророку, семьдесят седьмин сократишася (нехтах – отсечено, определено) о людях твоих и о граде твоем святем, яко да скончается грех и запечатаются греси (скроются как буквы в запечатанном письме Иер.32:11, 14; Иов.37:7; Дан.12:4) и загладятся неправды и приведется правда вечная и запечатается видение и пророк и помажется Святый святых. И увеси и разумевши, от исхода словесе, еже отвещати (о восстановлении) и еже соградити Иерусалим даже до Христа (Мессии) старейшины седьмин седьм и седьмин шестьдесят две, и возвратится (восстановится) и соградится стогна (обстроится площадь) и забрала (стена) и истощатся лета (но в тесноте времен). И по седьминах шестидесяти двух потребится помазание (Мессия) и суд не будет в нем (но не за себя). Град и святое рассыплется со старейшиною грядущим (и город и святилище опустошить народ вождя, который идет) и потребится яко в потопе и до конца рати сокращенные чином погибельми (и до конца войны определено опустошение). И утвердит завет мнозем седьмина едина, в пол же седьмины отымется жертва и возлияние (приношение) и во святилища мерзость запустения будет (у Росси в одном списке «убехекол иегце шикоц» и в храме будет мерзость; по обыкновенному чтению, на крыле (храма) мерзость опустошения) и даже до скончания времени скончание дастся на опустошение (и даже до меры полной и определенной прольется (гнев) на опустошаемое место).
Нельзя оставить без краткого обзора времени, показываемого у пророка.
Сказав вообще, что должно произойти в наступающие 70 седьмин (Дан.9:25), архангел в частности отделяет 7 седмин для восстановления Иерусалима; пройдут еще 62 седьмины и «истреблен будет Мессия». Последняя седьмина утвердит новый завет и за тем последует совершенное разорение храма, города и народа. Началом счисления седьмин назначается исход словесе о восстановлении Иерусалима, т.е. обнародование указа царского о том (1Ездр.1:1–3). Что разумеется у пророка под седьминами? У древних иудеев известны были седьмины двоякого рода – седьмины дней (Дан.10:2–3; Иез.45:2) и седьмины лет (Лев.25:8; Быт.29:28). Поздние иудеи прибавили к тому седьмину седмилетий, оканчивающуюся юбилейным годом. В рассматриваемом пророчестве нельзя разуметь седьмины дней. В продолжении 7 седьмин дней или в 49 дней нельзя было обстроить площади и стен города, тем более в промежутке 70 седьмин дней или в 490 дней не могли уместиться все те события, о которых говорит архангел. К тому же, когда седьминою означается неделя, то называется она прямо седьминою дней (Дан.10:2–3). Напрасно поздние иудеи, в защиту себе от обличений христианских, придумали для Даниила седьмины седмилетий, в таком случае второму храму их надлежало бы строиться 323 года, чего на деле вовсе не было. За тем, остаются для пророчества Даниилова седьмины лет. По пророчеству, для построения храма назначены семь седьмин, следовательно, 49 лет. По книге Ездры и по истории Флавия известно, что соседние народы усиленно препятствовали иудеям в построении храма, то клеветами при дворе персидском, то даже вооруженною рукою; потому естественно, что не прежде 49 лет окончилось построение второго храма. По пророчеству от начала седьмин до истребления Мессии старейшины 69 седьмин, следовательно, 483 года.
Кто разумеется под Христом старейшиною? Имя Помазанника-Мессии (Дан.9:25–26) есть обыкновенное имя Того, Кого так давно ожидали, оно усвоено Ему Давидом, (Пс.2:2; Ис.11:1) Имя старейшины или князя также давно стало именем обещанного Спасителя, (Пс.2:5; Ис.11:10, 55:4). Святым святых называется у пророка не часть храма, так как весь храмр назначается к разрушению, а не к освящению, Дан.9:27: и назначать освящение только для одной части храма было бы странно. Напротив, это наименование есть собственное имя того, кто по словам Исаии, не творит неправды и лжи, (Ис.53:10, 12:6). По пророчеству, старейшина истреблен будет, (Дан.9:26), т.е. насильственною смертью (Зах.13:8–9), смертью нечестивых (Пс.36:9; Притч.2:22). Это такая черта, какою отличена смерть Мессии у Исаии, (Ис.53:7–9). Старейшина умрет, но не за себя, следовательно, смертью искупителя, как и говорил Исайя (Ис.53:5, 8). Время старейшины – время потребления нечестия и приведения правды вечной. Это относил к Мессии Исайя (Ис.53:5–6, 10). Со смертью старейшины соединено установление нового завета и отменение жертв и приношений Дан.9:27. Пророк Иеремия также соединял со временем Искупителя установление нового завета, (Иер.31:31; 32:40). За смертью старейшины следует опустошение города Дан.9:26. Давид и Исаия угрожали гневом Божиим возмущающимся против Мессии, (Пс.2:2, 4, 9, 12; Ис.8:9–10). Вместе с тем, как изгладится грех, запечатаются видения и пророчества. Это естественно для времени явления Мессии, к которому относились все пророчества.
Так понимали пророчество Даниила в древней иудейской церкви. Это замечал в свое время св. Иероним. Один из раввинов (Манассий) ясно сознается, что соплеменники его относили Даниилово пророчество о седьминах к Мессии, и что эту уверенность разделяли все те иудеи, которые при Веспасиане подняли оружие против римлян. Р. Иозе сказал, «семьдесять седьмин проходят после разрушения первого храма до разрушения второго». Мозес сын Нахмана говорит, «святый святых есть Мессия, освященный из сынов Давида». Толкователь псалмов пишет, «тайны и дела Мессии проповедуются в законе, пророках и агиографах, в пророках, например, у Ис.42:1, в агиографах, например, Пс.109:1, 4; и у Даниила Дан.7:13». Поздние раввины придумали уверять себя и других, что пророчество Даниила запечатано для людей, т.е. смысл его не известен. Напрасное лукавство совести, когда ангел прямо говорил молившемуся Даниилу, приидох возвестити тебе.
Новозаветное откровение показывает выполнение пророчества Даниилова во временах Мессии Иисуса (Мф.24:15; Лк.21:20–21).
Итак, в пророчестве о седьминах частью объяснены прежде известные черты Мессии, частью указаны новые. Ясно изображены высокие принадлежности Мессии – искупление людей от грехов и установление нового завета. В первый раз сказано, что с пришествием Мессии кончится прозрение в спасение будущее. В первый раз с точностью указаны обстоятельства, имевшие последовать в народе еврейском за насильственною смертью Мессии, – разорение Иерусалима и храма, уничтожение политического бытия иудеев, прекращение обрядового богослужения. Наконец, в первый раз определено время пришествия Мессии счетом годов.
По возвращении народа из плена вавилонского, Иегова продолжал укреплять откровениями веру в грядущего Искупителя мира.
Оставляя пророчества Захарии о входе Мессии в Иерусалим (Зах.9:9), об оценении его в 30 сребренников, (Зах.11:4–14), об излиянии духа благодати на верующих в прободенного, (Зах.12:10–14); оставляя пророчество Аггея о славе второго храма Агг.2:6–10 – остановимся на пророчестве последнего пророка Малахии.
Тогда как Иаков жалуется, «все, которые делают неправду, приятны Иегове», живя счастливо (3, 7, 4, 2), Иегова говорит,
Се аз посылаю ангела Моего и призрит на путь пред лицом Моим (уравняет путь предо Мною) и внезапу приидет в церковь свою Господь, Его же вы ищете, и ангел завета, его же вы хощете, (Мал.3:1). Далее говорится, что ангел завета, как плавильщик, очистить избранный народ, истребит суеверия и неправды (Мал.3:2–5), а вестник, готовящий пути, называется еще Илиею фесвитянином (4, 5).
Самые слова пророчества ясно говорят, что пророк возвещает о Мессии. Тот, кого посылает Иегова, называется Господом и ангелом завета, это – имена Мессии. Даниил предсказывал, что Мессия установит новый завет (Дан.9:27). По словам Малахии, это тот ангел завета, которого иудеи желают и ищут. Кого же ожидали иудеи, как не Мессию? Не Он ли был предметом желаний не только для иудеев, но и для всех народов? Господь, ожидаемый в храме своем – не какой-либо царь земной, наделяющий подданных земною славою и удобствами жизни, Он наставник истины, истребляющий ложные мнения людей, и вестник его Илия фесвитянин, ревнитель истины и святости. В таком виде изображали Мессию и прежние пророки, (Ис.2:2–4, 49:6; Иер.31:31–35). Господь внезапно придет в храм свой в тот, который существовать при Малахии. Пророк Аггей еще яснее и выразительнее говорил, что храм, в котором явится ожидаемый всеми народами Агг.2:8, будет последний, «велика будет слава храма сего последнего, более, чем первого» Агг.2:10. Итак, если, не смотря на то, что желают видеть Мессию, не узнают и не примут его неожиданно являющегося в последнем храме своем, то напрасно будут ждать еще Мессию после того, как уже не будет второго храма. Такое ожидание – жалкое заблуждение умов и сердец, преступная борьба с волею Божией.
Пусть поздние силы Израиля не пропускают сего мимо глаз и ушей, если дорожат спасением вечным.
Благословен еси Господи Боже отец наших, хвально и препрославлено имя Твое, во веки (Дан.3:26). Аминь.