Слово в неделю всех святых, на кладбище, во Храме всех святых. 1848 г.
Случалось ли вам, слушатели, размышлять, что значит храм сей, в который собрались мы? Храм, посвященный всем Святым, стоит на месте усопших. Что за мысль такого храма? что за назидание? Не могу верить, чтобы без мысли строили св. храм, без цели тратились на украшение его. Теперь, когда мы собрались на духовный праздник в храм сей, прилично размыслить, если не размышляли, прилично возобновить размышление, если размышляли, о значении сего храма.
О чем говорят вере все Святые, которым посвящен храм сей? О том, что вера, которою веровали они, есть вера чистая и святая, и, следовательно, такая, которую и мы должны содержать и хранить. Одно уже то, что святые всех стран и народов, не одного, а разных веков, соблюдали одну и ту же веру, служить верным признаком того, что вера их – вера истинная. Ложь не может быть сама с собою согласна, а непременно противоречит себе самой, не ныне, так завтра, не в одном, так в другом или третьем случае; ловкость, соединяясь с упорством, успевает скрывать беспорядки лжи на время от некоторых, но не навсегда. Только истина везде верна себе верна себе самой, не смотря на то, что проста и безыскусственна. И потому вера святых, всегда и везде согласная, носить на себе печать истины. Далее, что значит прославление святых чудесами и знамениями? С одной стороны, это есть проявление благодати Божией, возведшей внутреннее освящение сердца до наружных действий, с другой – это есть видимая печать благоволения Божия о святых, поучающая благоговению к воле Божией. В ком, по слову Спасителя, может являться чудодействующая благодать? Знамения же верующим сия последуют, именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут и т.д. Итак, в том, кто имеет живую, плодотворную веру, в ком вера благодатью Божией возведена до преобладающего начала жизни, до начала, освящающего все действия его, – в том могут являться знамения. Итак, чудеса – видимый знак святости лиц чудодействующих, свидетельство о святости как их, так и того общества, или той церкви, где воспитан чудотворец. Вместе с тем, кто, собственно, может творить чудеса? Один Бог. Так, если святые творят чудеса, то это значит тоже, что в них и чрез них действует Бог, что они посланники Божии, подтверждающие чудесами возвещаемую ими волю Божию. Смотрите далее. Не правду ли, что подвиг целой жизни некоторых святых относился, собственно, к проповеди веры? Таков подвиг мучеников, исповедников, святителей и учителей веры. Итак, прославивший сих святых прославил для нас веру их, или, что то же, утвердил чудесами, что проповедь их свята, учение их чисто, благовестие их – благовестие не земли, а неба. А так как исповедание веры, которое содержали и проповедовали святые учители, было то самое, которое содержала церковь, то прославивший святых прославил с тем вместе церковь их, или её учение. Так прославление святых чудесами есть печать Божия, полагаемая на церковь их в знамение её чистоты и угодности Богу.
Как же должны мы благодарить Господа, что родились и воспитались в святой православной церкви, прославленной и чистою жизнью святых И знамениями, совершающимися чрез них? Потому-то напрасно украшают себя пышными именами общества, отступившие от церкви, на них нет печати Божией, нет ни несомненно благодатной святости, ни знамений Божиих. Это – общества, созданные произволом человеческим, без благоволения Божия, творение людей, а не Бога. Вот недалекое от нас общество раскольников. Спросите, был ли кто-либо из святых в числе отступников от церкви, подобных им? Нет. Были ли святые чудотворцы между ними – раскольниками? Нет. Прославлен Господом Димитрий Ростовский, но он жестокими обличениями преследовал раскол. Прославлены святители – Иннокентий Иркутский, Митрофан Воронежский, но они подвизались за церковь, а не за раскол. Где ж прославленные между раскольниками? Правда, не раз случалось слышать и читать похвалы каким-то страдальцам соловецким. Но, что это за страдальцы? За что они умирали? За то, что бунтовали против царя и отечества? Подлинно, святой подвиг совершили! Подлинно стоит имени страдальцев! А каковы были другие дела их? Товарищи их, по пребыванию в осаде Соловецкой, стыдились говорить даже пред судом гражданским о их мерзостях. И этих-то людей наглое бесстыдство выставляет невеждам, как страдальцев. Бесстыдство это простиралось так далеко, что даже указывало на нетление этих страдальцев. Тела бунтовщиков, пролежавшие зиму на льду залива, оно хотело выдать за нетленные. Это уже более, чем просто лгать, но лгать на святого Духа, прославляющего святых. Вот что значит дело произволен!
Что говорят святые Божии для нашего назидания нравственного? От святых нельзя услышать другого урока, кроме урока душеспасительного. Они говорят нам, что без благочестия все отличия света, богатство, почести, слава – суета и ничтожество.
В самом деле, в честь кого празднуем мы ныне? В честь тех, которых мир или не знал, или знать не хотел – иначе, как разве гонением и злобою, Камением побиени быша, претрени быша, убийством меча умроша, лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных (Евр.11:37–38). Таких людей прославляем мы ныне, после того как прославлены они Господом. Где ж знаменитости мира? Как не попали они в число прославляемых церковью и Господом? Да, не попали, если были не в числе святых. А как много было в мире людей славных и могущественных, от которых когда-то тряслись царства и народы! Как много было людей богатых, которые не знали счета своим богатствам! Как много было людей ученых, которые владели обширными, глубокими познаниями природы! И все эти громкие имена исчезли, или исчезают. Слава их промчалась, как звук мимолетный, или готова исчезнуть, как гул отдаленный. Что это значит? То, что земные отличия и преимущества, даваемые временем, временем и поглощаются, но совсем не составляют неотъемлемого достоинства человека; то, что для вечного бытия нашего необходимы совсем другие преимущества, – те, за которые ублажаются святые. Эти преимущества суть смирение, терпение, чистота души и тела, богобоязненность, любовь. Эти преимущества не изглаждаются временем, потому что мера и основа их – не мнения людей переменчивые, не случайности земли, все изменяющие, а вечная, неизменная воля Божия. Богатый этими отличиями пусть ничего не значит в мире, но он велик пред Господом; пусть он не учен, не красноречив, не рассуждает великолепно, пусть не знают его иначе на земле, как за бедняка просто душного, его знание Христа Господа узнают за гробом, его слава начнется там, – и слава, несравнимая ни с какою знаменитостью земною.
Вот урок, даваемый нам славою Святых!
И лежащие при храме сем не безмолвны для нас. И, что удивительно, они дают вере и благочестью тот же урок, что и святые.
Усопшие также говорят нам, что богатство, почести, слава – без добрых дел – суета. Спросите, кого угодно, из богатых, лежащих здесь, что взял он с собою, из сокровищ своих? Если благочестие не позаботилось сделать хотя малое употребление из богатства, сами видите, оно вовсе не нужно для мертвеца; нагим вышел он из чрева матери своей, нагим лежит и в могиле. Где красота лица, где стройность стана, которыми блистала юность дев, прежде чем легла здесь? Знаменитость сана и рода не оставила блеска своего на костях, сложенных в могилу. Пышность и нищета, как видите, ложатся здесь рядом, одинаково составляя из себя пищу червей, труп бездыханный, кости сухие. Юность! приходи, изучай здесь назначение краткой и бедственной жизни нашей. Старцы! могила говорит вам, исправьте проступки прошедшей жизни вашей; одно благочестие юности и старости переживет смерть, и только оно одно пойдет с нами туда – защищать нас на суде Божием. Слушатель мой! поверь словам мудрого, во всех словесех твоих поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир.7:39).
Что нужно более всего, что более всего может принесть пользу лежащим здесь братиям и сестрам нашим? Скажут, полезны дела милосердия, совершаемые в их имя. Не сомневаюсь, что они полезны усопшим; Бог любви и милосердия любит дела милосердия; оказав помощь нищему и узнику, вы Мне оказали ее, – скажет Судия Господь. Но, братия, милосердыми умели быть и язычники, – и они вовсе не были глухими к страданиям страждущих. Ужели же христианин ничего не может делать более язычника? Ужели христианство так скудно в средствах спасения? О, быть не может? Чем же можешь ты пособить умершим, как христианин? Есть пособие точно христианское, и пособие точно благотворное, лучше которого ничего нет на земле, это бескровная жертва тела и крови Христовой, приносимая святою церковью. Что все дела наши пред правосудием Божиим, не защищенные искупительною кровью Христовою? На чем можем мы основать надежду спасения своего и других, как не на примирительной смерти Христовой? Потому-то если бы вы могли слышать голоса братий и сестер ваших с той стороны гроба, сколько благодарности живой и пламенной услышали бы вы за воспоминание имен их при жертве бескровной? А в то же время вы услышали бы голос любви их к вам о вас самих; дорожите, дорожите православною церковью и верою, в ней сокровища благодати для живых и умерших; жалейте о ваших несчастных братиях, избравших себе, вместо святой церкви, богатой дарами неба, худую, полуразвалившуюся храмину, молельню раскола; нечем, не чем защитить ей несчастных детей своих от грозного суда правды Божией.
Что значит, слушатели мои, что почившие лежат здесь при храме всех Святых? То, что они отданы и приняты под защиту святых неба. Говорю, приняты. Как же не принять Святым тех, которые во всем единоверны с ними, одного Господа искали, одним и тем же путем шли? Как не принять святым, когда они так любят Господа и братию свою? И какая верная защита – святые! Господь так внимателен к молитвам святых! Правда, и раскол призывает тех же святых на помощь, и он говорит, отче Николае, отче Сергие! Но дело в том, принимают ли их св. небожители за детей своих? Тогда как своевольные и упорные они бегут прочь от той святой Матери, которая родила и воспитала святых неба; тогда как наглость некоторых из них изрыгает даже хулы на святую Матерь всех святых – церковь Христову, верно ли то, чтобы святые принимали с любовью голоса таких детищ, как бы часты, как бы громки они ни были? Верно то, что святые негодуют на раскол. Пусть же несчастные поспешать примириться с святыми прежде гроба.
Вот какое значение имеет храм во имя всех святых над могилами умерших! Будем пользоваться храмом сим во спасение, и в славу имени Божия, дивного во святых. Аминь.